Невский район

Невский район — это уникальная часть Санкт-Петербурга, где переплелись промышленная мощь, богатая история и современные градостроительные тенденции. Единственный район в Петербурге, расположенный на обоих берегах Невы, что наложило отпечаток на его развитие.

Район разделен на девять внутримуниципальных образований: МО Ивановский, Народный , Невский округ, Невская застава, №54, Обуховский, Оккревиль, Правобережный, Рыбацкое.

Граничит с Красногвардейским, Фрунзенским, Центральным, Колпинским районом города и Всеволожским районом Ленинградской области. Площадь составляет 62 км², а население — более 550 тысяч человек (2025).

История Невского района

История Невского района — это история административных реформ, промышленного роста и борьбы за идентичность. От пригородного Шлиссельбургского участка до одного из крупнейших районов Петербурга — его судьба отражает все ключевые этапы развития города.

Рождение района: революционные перемены 1917 года

В марте 1917 года, на волне революционных преобразований, Петроградская городская дума приняла судьбоносное решение: Шлиссельбургский участок, бывший до этого пригородной территорией, был официально включен в городскую черту и преобразован в Невский район.

Это решение (от 24 марта) было не просто административной реформой — оно отражало стремительный рост промышленной зоны вдоль Невы, где к началу XX века сосредоточились десятки заводов, включая Обуховский и Невский судостроительный.

Первоначально район планировали назвать «Шлиссельбургским», но выбор сделали в пользу «Невского» — как символ связи с главной рекой города.

Слияния и переименования: 1918–1949 годы

  • 1918 год — Невский район объединяется с Обуховским, образуя Невско-Обуховский район. Это было связано с попыткой укрупнить административные единицы города.
  • 1920 год — район получает имя Володарского в честь революционера В. Володарского, убитого в 1918 году на окраине района (ныне — площадь у Володарского моста). Архивные документы показывают, что переименование прошло без широкого обсуждения — решение принял исполком Петросовета и многие называли переименование «навязанным» (Газета «Петроградская правда», 1920, № 147).
  • 1922 год — к Володарскому району присоединяют большую часть Смольнинского района, включая исторические рабочие кварталы у Стеклянного городка. Это резко увеличило население района — до 200 тысяч человек.

Присоединение 1922 года включало не только рабочие кварталы, но и Городок имени III Интернационала (район современных улиц Ткачей и Крупской). Здесь в 1920-х экспериментально строили коммуны-общежития для рабочих.

Возвращение имени и послевоенные изменения

После Великой Отечественной войны, в ноябре 1948 года, району вернули историческое название — Невский. Что стало частью кампании по восстановлению «ленинградской» топонимики после блокады.

В архивах сохранилось письмо партийных деятелей, где указывалось: «Название «Володарский» не отражает географической сути». Кроме того, имя Володарского уже носил мост, и это вызывало путаницу.

Но самое значительное изменение произошло 12 июня 1950 года, когда в состав района вошел рабочий поселок Рыбацкое — старинное поселение, известное с XVIII века.

Это решение вызвало споры: жители Рыбацкого опасались, что потеряют «поселковую» идентичность, но власти настаивали на включении поселка в городскую черту для развития инфраструктуры – сформировав его окончательные границы.

Социальная инфраструктура

Образование: 96 детских садов, 62 школы, 7 центров дополнительного образования.

Здравоохранение: 8 поликлиник с поликлиническими отделениями, 3 детских поликлиники с отделениями, Женская консультация, 2 стоматологических поликлиники, Кожно-венерологический диспансер и психоневрологический диспансер

Социальная защита населения: Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альмус», Центр социальной помощи семье и детям Невского района, Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района.

Транспортная инфраструктура Невского района

Невский район занимает уникальное положение в транспортной системе Санкт-Петербурга. Будучи единственным районом, расположенным на обоих берегах Невы, он служит важным связующим звеном между городом и Ленинградской областью.

Его инфраструктура формировалась вместе с промышленным развитием, а сегодня включает ключевые магистрали, мосты, разветвленную сеть общественного транспорта и железнодорожные узлы.

Наземный транспорт: от трамваев до троллейбусов

Невский район — один из немногих в Петербурге, где сохранилась трамвайная сеть (в отличие от центра, где рельсы массово убирали).

  • трамвайный парк №7 (основан в 1929 году) обслуживает 8 маршрутов, включая легендарный №7 – один из самых протяжённых в городе (12 км).
  • в 1960-х трамвай №24 ходил до села Рыбацкое ещё до его включения в городскую черту
  • троллейбусы появились здесь позже — в 1970-х, когда застраивались новые кварталы правого берега. Маршрут № 27 изначально планировали продлить до Усть-Славянки, но проект заморозили

А также в районе разветвленная автобусная сеть 40+ маршрутов.

Станции метро

  • Левый берег: «Пролетарская», «Обухово», «Рыбацкое».
  • Правый берег: «Ломоносовская», «Елизаровская», «Дыбенко».

Железнодорожные станции

  • Обухово — одна из старейших (1837 год), в XIX веке здесь была царская платформа для выезда Николая I на охоту.
  • Фарфоровская — названа в честь Императорского фарфорового завода, чьи вагоны с продукцией отправлялись отсюда по всей России.
  • Сортировочная-Московская — крупнейшая грузовая станция, в 1941–1944 годах через неё эвакуировали оборудование заводов.

Главные транспортные магистрали

  • Проспект Обуховской Обороны — историческая дорога к Шлиссельбургу, вдоль неё сохранились дореволюционные заводские корпуса (например, здание Никольской мануфактуры, 1840-е).
  • Улица Бабушкина — названа в честь революционера, но мало кто знает, что в 1920-х здесь проходила первая линия грузового трамвая для доставки угля на электростанции.
  • Дальневосточный проспект — в 1970-х его планировали продлить до Кольцевой дороги, но проект так и не реализовали.

Экономика района

Район сформировался как промышленное сердце Петербурга — здесь работали легендарные предприятия, такие как Обуховский завод, Императорский фарфоровый завод и Невский судостроительный, которые определяли экономику города на протяжении веков.

В годы блокады Ленинграда район стал важнейшим оборонным узлом, а его заводы продолжали работать под обстрелами, обеспечивая фронт вооружением и техникой.

Сегодня многие из этих предприятий остаются ключевыми для экономики, хотя некоторые территории перепрофилируются под современные бизнес-центры и жилые кварталы.

Жилой фонд Невского района: две берега – два мира

Невский район демонстрирует и сочетает уникальный для Петербурга контраст между своими правобережной и левобережной частями, сложившийся исторически и сохраняющийся до наших дней: от дореволюционных заводских кварталов до современных жилых комплексов

Левый берег

Сохранил историческую застройку отражая все этапы градостроительной эволюции: от рабочих казарм XIX века до сталинского ампира и экспериментальных хрущёвок.
Здесь же расположены главные промышленные гиганты и живописные невские набережные, где сегодня вырастают элитные жилые комплексы.

  • Дореволюционный фонд (1870-1910-е годы) – сохранились редкие образцы рабочих казарм при заводах, например, дом на проспекте Обуховской Обороны, 51 – пятиэтажное здание с галерейной планировкой, построенное в 1913 году для рабочих Обуховского завода
    Особый интерес представляют “образцовые дома” для мастеровых – например, комплекс на Ивановской улице, построенный по проекту архитектора Гиргенсона в 1905 году.
  • Конструктивистские жилкомбинаты (1925-1935 годы) – жилой городок завода “Большевик” – один из первых опытов создания соцгорода с развитой инфраструктурой.
  • Сталинский ампир (1935-1955 годы) – элитные дома для инженерно-технических работников вдоль проспекта Обуховской Обороны.
    В доме № 105 по пр. Обуховской Обороны сохранились квартиры с 4-метровыми потолками, предназначавшиеся для директоров заводов.
  • Хрущевские экспериментальные серии и уникальные дома серии 1-506 с увеличенными кухнями (до 7,5 м²) и раздельными санузлами.

Правый берег

Это в основном спальные кварталы 1960–1980-х, но и здесь появляются новые проекты, постепенно меняющие облик района.
Массовая застройка правобережной части началась в 1965 году с возведения первых панельных домов у Народной улицы. Однако настоящий размах строительство приобрело в 1970-х

  • Экспериментальные кварталы 1960-х – дома серии ОД (односекционные длинные) с проблемной планировкой – узкие комнаты, совмещённые санузлы.
  • Типовая застройка 1970-1980-х – микрорайоны с домами серий 1-ЛГ-600 и 1-ЛГ-602.
  • В современной застройке в последнее десятилетие наметились тенденции по реконструкции промышленных зон левого берега под жилую застройку (например, ЖК “Речной” на месте Речного вокзала) и появление элитных комплексов с видами на Неву, а также реновация хрущёвских кварталов правого берега с сохранением социальной инфраструктуры.

Невский район продолжает играть важную роль в экономике и жизни Санкт-Петербурга, сочетая промышленное наследие с современными функциями.