Московский район
Московский район находится в юго-западной части Санкт-Петербурга простираясь на 73.5 км² и занимает особое положение в пространственной структуре города.
Этот обширный территориальный массив выполняет роль важнейшего транспортного коридора, соединяющего исторический центр с пригородными зонами и другими регионами России.
В состав района входят 5 внутримуниципальных образований: МО Московская застава, Новоизмайловское, Гагаринское, Звездное, Пулковский меридиан.
Граничит с Адмиралтейским, Кировским, Красносельским и Фрунзенским районом города.
Московский район по праву называют “южными воротами” Санкт-Петербурга благодаря концентрации ключевых транспортных объектов – это международный аэропорт Пулково и федеральные автомагистрали.
Несмотря на высокую нагрузку, район сохраняет развитую систему внутригородских дорог, что объясняется продуманной планировкой советского периода.
В границах района, по данным на начало 2025 года, проживает 334.000 жителей
Историческая справка
От Московской стороны до советского района
История Московского района тесно связана с Московским трактом – старинной дорогой, ведущей из Петербурга в Москву.
Ещё до основания Санкт-Петербурга по территории нынешнего Московского района проходила старая Новгородская дорога, связывающая северо-западные земли с центральной Россией.
С основанием города в 1703 году этот путь приобрёл стратегическое значение, и стал Московским трактом, главной артерией, соединяющей новую столицу с Москвой.
В 1714 году на Средней Рогатке построен Среднерогатский путевой дворец (скромный деревянный дом для отдыха царской семьи на дороге в Москву).
В 1718 году Пётр I разделил Петербург на пять частей, и территория вдоль тракта получила название Московская сторона.
Тогда же вдоль тракта появилась система “рогаток” (постоянных застав со шлагбаумами), где проверяли подорожные и взимали пошлины:
- Первая (Ближняя) рогатка у будущих Московских ворот.
- Средняя рогатка на месте современной площади Победы. Здесь сходились дороги на Москву, Царское Село и Петергоф.
- Дальняя рогатка у подножия Пулковской горы.
Долгое время Московский тракт был грязной, разбитой дорогой. Лишь в 1762–1787 гг., по указу Екатерины II началось кардинальное преобразование тракта и проведена масштабная реконструкция:
- проложили дренажные каналы (ставшие инженерным прорывом того времени).
- установили первые верстовые столбы – деревянные, со скромными обозначениями.
А уже в царствование императора Александра I проведена полная реконструкция и появились те самые знаменитые “екатерининские версты” (хотя созданы позже). 13 из них сохранились до наших дней.
Любопытный факт: Один из столбов у Орловских ворот имеет двойную датировку, на основании высечен 1786 год, а на капители 1824.
В 1831 году Среднерогатский дворец превратили в богадельню (приют и кров для больных, убогих и нищих), а в 1971-м снесли при строительстве мемориала на площади Победы.
В 1838 году у границы города воздвигли Московские триумфальные ворота памятник победе в Русско-турецкой войне.
В 1839 году на Пулковской горе открыли Главную обсерваторию, а Пулковский меридиан стал нулевым для карт Российской империи. Московский проспект проложен почти параллельно ему, что отразилось в названии одного из внутримуниципальных округов района “Пулковский меридиан”.
В 1851 году после открытия железной дороги Москва–Петербург тракт потерял свое важное значение, а его южная часть (от Обводного канала) стала промышленной зоной. Здесь появились: Чугунолитейный завод Берда (ныне “Электросила”); мельницы и текстильные фабрики вдоль Лиговского канала.
Советская эпоха
В 1919 году был официально образован, огромный по площади, Московский район. Первоначальные границы включали в себя территории, которые сегодня относятся к четырём другим районам города Центральному, Адмиралтейскому, Фрунзенскому и Кировскому.
В протоколе Ленсовета №148 от 1936 года зафиксировано: “Вывести из состава Московского района кварталы 47-52 вдоль Фонтанки, передав их Центральному району”.
Этот процесс территориального перераспределения продолжался до 1960-х годов, когда район приобрел, современные очертания и отражал новую градостроительную политику советской власти, стремившейся создать рациональную систему городского управления.
Поворотным моментом стал 1936 год, когда началась реализация Генерального плана развития Ленинграда.
Московский проспект, задуманный как главная парадная магистраль города, подвергся радикальной перестройке:
- была спрямлена трассировка дороги и разобраны Московские Триумфальные ворота и снесены ветхие постройки XIX века.
- началось строительство ансамбля Московской площади с проектом грандиозного Дома Советов, который должен был стать архитектурной доминантой всего Ленинграда.
- возведены знаковые здания в стиле сталинского ампира
1950-1960-е годы стали периодом активного развития района:
- в 1961 году границы расширились до Пулковских высот; появились первые станции метро
- создана система озеленения (скверы вдоль Пулковского шоссе)
- в 1975 году открыт монумент Героическим защитникам Ленинграда
Застройка Московского проспекта этого периода представляет собой уникальный пример советского модернизма, сочетающего парадность и функциональность.
Именно Советский период сформировал современный облик Московского района, превратив его из периферийной территории в важный административный и транспортный центр Ленинграда.
Социальная инфраструктура района
Московский район предлагает полный образовательный цикл подрастающего поколения:
73 детских дошкольных учреждения, 43 школы, среди которых две гимназии, лицей, 8 школ с углубленным изучением предметов.
В районе работает 16 средних специальных и профессиональных учебных заведений.
Здравоохранение: 6 поликлиник в т.ч детская и стоматологическая с детским отделением, «Городская больница №20», Женская консультация, 3 диспансера (кожновенерологический, онкологический и психоневрологический), а также Центр здоровья и Центр восстановительного лечения детей с аллергическими заболеваниями.
Социальная защита населения: «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района», «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей», «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов», «Центр социальной помощи семье и детям Московского района».
Спортивные учреждения: 2 школы Олимипийского резерва и «Спортивный центр «Физкультура и здоровье».
Транспортная инфраструктура
История метрополитена: от первых станций к современным планам
Строительство метро в Московском районе стало важной вехой в развитии всего Ленинграда.
29 апреля 1961 года состоялось торжественное открытие первых трех станций:
- “Московские ворота” – наземная станция, чей монументальный портал перекликается с расположенными рядом Триумфальными воротами.
- “Электросила” – станция-памятник трудовому подвигу ленинградских рабочих. В её оформлении использованы индустриальные мотивы, подчеркивающие связь с расположенным рядом легендарным заводом.
- “Парк Победы” – мемориальная станция, где средствами архитектуры и скульптуры рассказана историю воинской славы России, а барельефы и мозаики создают особую атмосферу памяти.
При строительстве этой линии метро, инженеры применили революционную для своего времени технологию “ленинградского щита”, что позволило ускорить строительство в сложных грунтовых условиях и стало настоящим прорывом в метростроении того времени.
Вторая волна строительства
Продление линии метро на юг отражало рост жилых массивов в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
В 1969 году открылась “Московская”, а в 1972 – станции “Звёздная” и “Купчино”, обслуживающие новые микрорайоны.
Одновременно вступило в строй электродепо “Московское” с уникальными крытыми путями – одно из самых современных предприятий своего времени.
Сегодня Московский район готовится к новому этапу развития метрополитена.
К 2027 году планируется открытие трех станций Красносельско-Калининской линии:
- “Боровая” станет важным пересадочным узлом у железнодорожной платформы.
- “Заставская” предложит пассажирам удобную двухуровневую пересадку.
- “Броневая” заложит основу для будущей Кольцевой линии.
Строящаяся Красносельско-Калининская линия метро — не просто новый транспортный проект, а логичное продолжение градостроительной традиции, заложенной ещё в 1960-х.
Развитие транспортной инфраструктуры продолжает определять градостроительную политику района, сохраняя баланс между промышленными, жилыми и рекреационными зонами.
И транспортная система района — это зеркало его эволюции: от верстовых столбов до современной инфраструктуры, объединяющие метро, автобусы и “аэроэкспрессы”.
Жилой фонд Московского района
На рубеже XXI века Московский район достиг важной демографической отметки 252,4 тысячи жителей, при этом 87% из них проживали в благоустроенных отдельных квартирах.
Такой высокий показатель комфортности жилья объясняется несколькими факторами:
- Историческое наследие: массивная застройка 1960-1970-х годов
- Современные тенденции: активное строительство новых жилых комплексов (“Империал”, “Граф Орлов”)
- Реновация промышленных зон: преобразование территорий заводов в жилые кварталы
Современный жилой фонд района – это уникальный архитектурный калейдоскоп.
- сохранившиеся дореволюционные доходные дома на Московском проспекте
- сталинский ампир
- хрущевки и брежневки: типовые серии 1-528КП (1960-е) и улучшенные планировки 1970-х (серия 1-ЛГ-600) и современные жилые комплексы.
Несмотря на плотную застройку, район сохранил озелененные дворы и скверы – наследие продуманного генплана 1960-х. Как отмечал в своих записках главный архитектор Ленинграда В.А. Каменский “озеленение должно компенсировать промышленный характер района”.
Сегодня Московский район предстаёт перед нами как удивительный сплав эпох и стилей, где каждый исторический период рассказывает свою неповторимую историю.
От древнего Новгородского тракта, помнящего шаги купцов и ратников, до сверкающих стеклянных башен современных бизнес-центров — эта территория всегда оставалась важнейшим транспортным и экономическим узлом Северной столицы.
Советский период оставил здесь особенно яркий след, превратив промышленную окраину в образцовый социалистический район с широкими проспектами, монументальными станциями метро и продуманной социальной инфраструктурой.
Сегодня мы видим, как это наследие бережно адаптируется к требованиям современного мегаполиса — бывшие заводские территории обретают новую жизнь в виде жилых кварталов, исторические транспортные артерии наполняются современными инженерными решениями.
А Пулковский меридиан, словно невидимая ось, продолжает задавать направление развития, соединяя прошлое с будущим.