Красногвардейский район
Красногвардейский район – расположен в северо-восточной части Санкт-Петербурга и занимает территорию в 56,83 км².
Разделен на 5 муниципальных образований: Большая Охта, Малая Охта, Полюстрово, Пороховые, Ржевка.
Граничит с Центральным, Калининским и Невским районом города, а также Всеволожским районом Ленинградской области.
На территории Красногвардейского района, по данным на начало 2025 года, проживает 365.500 человек.
Протекающая р. Охта делит район на две части. А также из зеленых зон еще 5 парков, 20 скверов и 8 садов.
Историческая справка
В современных границах Красногвардейский район ведет свою историю с 1973 года и был выделен в самостоятельную административно-территориальную единицу города из активно застраивающегося в те годы Калининского района.
Район застраивался и разрастался, и его восточная часть впоследствии выделена в отдельный район и названа Красногвардейским – в названии которого увековечено участие Красной Гвардии в Гражданской войне 1918-1922 гг.
Красногвардейский район занимает исторические территории Санкт-Петербурга за земли которых велась борьба еще с 1300 года – со времен основания шведами в этой местности, на Охтинском мысу, крепости “Ландскрона”.
На следующий же год после основания эта крепость подверглась разрушению и территория Приневья была отвоевана у шведов дружинами новгородского князя Андрея Александровича (князь Новгородский из рода Рюриковичей, третий сын Александра Невского).
После этой победы русские закрепились и утвердили свое господство на берегах Невы.
В смутное время, по Столбовскому мирному договору, земли вновь отошли шведам и в 1611 году на Охтинском мысу (место впадения р. Охты в Неву) был основан город Ниен и крепость Ниеншанц.
Меньше чем через 100 лет русские войска вновь стояли под стенами шведской крепости и 23 апреля (4 мая) 1703 года крепость взята штурмом русской армией под предводительством Бориса Петровича Шереметева (русский военачальник времен Северной войны, генерал-фельдмаршал, первым в истории России возведен в титул графа).

Петр I приказал полностью уничтожить захваченную крепость. Приказ был выполнен на совесть – крепость была сожжена и полностью разрушена. Бастионы крепости, высотой почти 7 метров, практически сровняли с землей.
Взятием Ниеншанца Россия вернула себе выход к Балтийскому морю, что имело не только экономическое, но и важнейшее политическое значение.
Уже через месяц после захвата и разрушения Ниеншанца, на день Св. Троицы 16 (27) мая 1703 года, на Заячьем острове, ниже по течению Невы была заложена Петропавловская крепость.
Из записей походного журнала Петра I:
…Между тем временем господин капитан бомбардирской изволил осматривать близ к морю удобного места для здания новой фортеции и потом в скором времени изволил обыскать единой остров, зело удобной положением место, на котором в скором времени, а именно мая в 16 день, в неделю Пятидесятницы, фортецию заложили и нарекли имя оной Санкт Питербурх.
Так началась история Санкт-Петербурга! Неразрывно связанная с важными, историческими и знаменательными событиями произошедшими на территории современного Красногвардейского района города.
Экономика района
После завоевания Ниеншанца и недолгого запустения, территория Охты постепенно осваивается и включается в экономическую инфраструктуру Петербурга.
И в 1717/18 году на берегах Охты были установлены первые пильные мельницы.
Россия нуждалась в новых кораблях для укрепления своего положения и флота на Балтийском море. И в 1721 году по указу Петра I основана Охтенская верфь.
В этот же период построены канатный, пороховой и кирпичный завод и склады для хранения судового такелажа – заложив основу Охтенской слободы как промышленной части города.
На сегодняшний день, поддерживая славные традиции, на территории Красногвардейского района ведут свою деятельность более 20 крупных промышленных предприятий.
Транспортная инфраструктура
На территории района расположены 2 станции метро: “Новочеркасская”, “Ладожская” и Ладожский вокзал, а также железнодорожные станции: “Пискарёвка”, “Ручьи”, “Ржевка”, “Новая Охта”.
Основные наземные магистрали – это Малоохтинский проспект, Большеохтинский, Новочеркасский, проспект Косыгина, Энергетиков и Заневский, шоссе Революции и Большая Пороховская улица.
Всего на территории района 119 улиц, 8 путепроводов и 30 мостов.
Подвижной состав общественного транспорта обслуживает автобусный парк №6 “Пассажиравтотранс”, также очень разветвленная сеть троллейбусных маршрутов №№1, 3, 7, 16, 18, 22, 33, 38 ,43, а также трамвайных линий №№ 7, 8, 9, 10, 23, 30, 39, 59, 63, 64, 65 в т.ч маршруты частного трамвая “Чижик”.
Не без болевых точек для жителей Ржевки и Пороховых, в целом, в Красногвардейском районе хорошо развитая транспортная инфраструктура и после проведенной транспортной реформы в 2022 стала еще более доступной.

Социальная инфраструктура
Кварталы Красногвардейского района – это результат массовой застройки советского периода, когда вместе с жилыми домами в эксплуатацию вводились школы, детские сады, медицинские учреждения.
В настоящее время в районе работают 16 государственных учреждений культуры, 15 медицинских учреждений, 113 учебных заведений, 156 учреждений физкультуры и спорта.
Жилой фонд
От Невы до Новочеркасского проспекта жилой фонд Красногвардейского района в основном представлен сталинскими домами послевоенной застройки и монолитно-кирпичными домами на Свердловской набережной начала 1970-х годов с панорамным видом на Смольный собор.
Остальная часть района застроена типовыми хрущёвками.
В районе проспектов Металлистов и Энергетиков встречаются неплохие, для своего времени, панельные брежневки 606-й серии разработанные местным Невским ДСК-6 по по проекту «ЛенНИИпроекта».
Ржевка-Пороховые – это застройка 1980-х годов и представлена в основном крупнопанельными домами 137 серии.
Сейчас район активно осваивается современными застройщиками.
Достопримечательности района
- Дача Жерновка (усадьба Безобразовых) – бывшая дворянская усадьба построенная в 18 веке по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Адрес: Ириновский проспект, 9
- Уткина дача – бывшая дворянская усадьба, построенная в конце 18 века. Памятник архитектуры федерального значения. Адрес: Уткин проспект, 2
- Александровские ворота – бывшие ворота Охтинского порохового завода. Построены в 1806 году в стиле русского классицизма по проекту Фёдора Ивановича Демерцова.
Объект културного наследия народов России регионального значения. Адрес: улица Химиков, 20а - Пожарная каланча Охтинской пожарной части – башня, похожая на маяк, является является одним из самых узнаваемых зданий на Охте. Возведенная в 1898 году по проекту архитектора Оттон Людвиговича Игнатовича Действующая пожарная часть. Адрес: Большеохтинский проспект, 3 пересечение с Конторской улицей.
- Триумфальные пилоны на Пороховых – памятник архитектуры в стиле сталинского неоклассицизма. Возведены в 1952 году в честь защитников Ленинграда в Великой Отечественной войне. Адрес: улица Коммуны на пересечении с Отечественной улицей.