Кировский район

Кировский район, занимая площадь 47 км², расположился на юго-западе Санкт-Петербурга.

Район разделен на 7 муниципальных образований: Княжево, Ульянка, Дачное, Автово, Нарвский округ, Красненькая речка, Морские ворота, а также в состав входит несколько островов: Гутуев, Канонерский и остров Белый.

Граничит с Адмиралтейским, Московским и Красносельским районом.

На территории расположены 26 водоемов 10 рек и каналов, большое количество парков и зеленых зон в т.ч парк Александрино.

Основная достопримечательность – Нарвские Триумфальные ворота.

Нарвские ворота. 1857 год. Фото: Э. Юар

По данным на начало 2025 года, в Кировском районе проживает 329.500 человек

Историческая справка

В 1710 году был основан Петергоф – загородная резиденция Петра Первого, с проложенной к ней дорогой, которая проходила по территории Нарвской заставы и уже существующих в этих краях деревенским поселениям Автово, Лигово и немецкой колонии Красненькое. В окрестностях которых с удовольствием селились состоятельные горожане обустраивая себе здесь дачи для летнего отдыха.

В 1801 году из Кронштадта, на территорию севернее деревни Автово, был перенесён чугунолитейный завод.
Позднее была запущена линия Балтийской железной дороги и обустроен Морской канал с выходом в Финский залив, что дало импульс к превращению района Нарвской заставы в промышленное предместье Петербурга и рабочий район города.

К началу 20 века здесь уже функционировало множество крупных и мелких предприятий, также были открыты ремесленные училища. В то же время Кронштадтский чугунолитейный завод был переименован в Путиловский, а сегодня он нам известен как Кировский завод.

В 1917 году, после свершившейся революции, в которой принимали активное участие и рабочие Путиловского завода, полицейские участки были упразднены, а Нарвская полицейская часть и Петергофский участок были преобразованы в городские районы.

В 1919 году объединены в один – Нарвско-Петергофский район, который в 1922 году стал частью вновь образованного Московско-Нарвского района.

И только в 1930 году Нарвский район был выделен в самостоятельную административную единицу города, а в 1934 году, после смерти Сергея Мироновича Кирова получил свое название – Кировский район.

В современных границах ведет свою историю с 1973 года.

Экономическая инфраструктура района

Исторически эта местность является одной из самых промышленно насыщенных в Санкт-Петербурге. В районе насчитывается свыше 60 крупных промышленных предприятий в т.ч флагман города – Кировский завод.

Имея выход к Финскому заливу, невозможно не упомянуть и Большой порт Санкт-Петербурга, а также крупный судостроительный завод “Северная верфь”.

Всего на территории района осуществляет свою деятельность более 20000 предприятий и индивидуальных предпринимателей, в т.ч пять научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Именно промышленность дает подавляющее число рабочих мест в районе.

Жилой фонд

Дореволюционная застройка Кировского района 90% это деревянные дома и бараки рабочих без воды и канализации. И только в 1920-х годах начался процесс благоустройства района и появились первые дома и строения из камня. В частности жилмассив на Тракторной улице – небольшой городок из 16 трёх- и четырёхэтажных домов построенных в доминирующем тогда стиле строительства неоклассицизм и конструктивизм.

Сегодня Жилмассив на Тракторной является Объектом культурного наследия России регионального значения.

Проспект Стачек. 1930-е гг.

Помимо жилой застройки в 1920/30-гг., появлялись и административные здания и учреждения, а также объекты социальной инфраструктуры, все в том же стиле конструктивизм: здание Кировского райсовета, ДК имени Горького, Дворец культуры имени И. И. Газа, Школа имени 10-летия Октября. В эти же год был сформирован и современный вид площади Стачек и Кировской площади.

В годы Великой Отечественной Войны, Кировский район оказался на переднем крае обороны города и регулярно подвергался массовым обстрелам и бомбардировкам, что привело к значительным разрушениям и уничтожению существовавшей застройки района того времени. Подвиг защитников Ленинграда увековечен в большом количестве памятников на территории Кировского района.

Остальной жилой фонд Кировского района очень неоднородный по своему качеству и составу. Здесь есть и дома старого фонда дореволюционной застройки, архитектурные ансамбли в стиле конструктивизм 1920/30-х годов, величественные “сталинки”, ветхие хрущевки и “брежневки”, а также большое количество панельных домов 1970-х годов застройки и небольшое количество домов возведенных в 2000-х годах.

Сегодня Кировский район один из самых малозастраиваемых районов города. Низкая активность застройщиков связана с промышленным статусом района и большим количеством предприятий в нем. Да и район сформирован в советские годы и территориально нет возможности для его разрастания.
Современное строительство если и ведется, то точечно и в небольших объёмах. Доля новостроек занимает меньше 1% от общего объема рынка Санкт-Петербурга. Основное обновление жилого фонда происходит по программе реновации.

Цены на жилье чуть ниже средних по рынку и тоже связаны с промышленным статусом района и большим износом жилого фонда.

Социальная инфраструктура

Как и все спальные районы Санкт-Петербурга, Кировский, сформировался и активно застраивался в 1970-е годы прошлого столетия и в целом достаточно хорошо обеспечен социальной инфраструктурой, основные объекты: школы, детские сады и медицинские учреждения были введены в эксплуатацию в тот же период.

Всего на территории района функционирует 153 государственных учреждения, из них: 75 детских садов, 48 школ и 5 учреждений допобразования, 12 учреждений медицины и здравоохранения, 4 центра социального обслуживания населения, 10 учреждений культуры, 2 центра физкультуры и спорта, а также три высших учебных заведения.

Транспортная инфраструктура

15 ноября 1955 года – очень знаковая дата для всего города. Именно в этот день началась история Ленинградского метрополитена и на станцию метро “Автово” прибыл первый поезд.

Станция метро “Автово» считается одной из самых красивых в мире

Всего в Кировском районе расположены три из восьми станций первой очереди Ленинградского метрополитена открытых в 1955 году – это “Нарвская”, Кировский завод” и “Автово”.

Станция метро “Автово”. Фото: Jorge Láscar

Позже к ним добавились станция метро “Ленинский проспект” и “Проспект Ветеранов”, и сейчас в процессе строительства “Путиловская” и “Юго-Западная”.

Помимо станций метро на территории района расположены 4 станции железной дороги: Автово, Ленинский проспект, Дачное и Ульянка.

Основные наземные транспортные магистрали – это проспект Стачек, Ленинский проспект и проспект Маршала Жукова с выездами на КАД и ЗСД.

Из наземного транспорта – это автобусы, трамваи, троллейбусы разных маршрутов.

Для не самого густонаселенного района ситуацию с транспортной инфраструктурой можно назвать хорошей. Не без минусов конечно. Это и пробки, да и отсутствие станций метро в Красносельском районе значительно нагружает и увеличивает пассажиропоток на станции метро Кировского района.

В целом, для проживания, Кировский район вполне комфортен. Типичный спальный район с давней историей и сложившейся инфраструктурой.