Центральный район

Центральный район Санкт-Петербурга – это историческое ядро и сердце города. Большая часть его территории включена в охранную зону как памятник градостроительного искусства мирового значения, современная застройка и реконструкция исторических зданий строго регламентирована, а строительство промышленных объектов и вовсе запрещено.

Современный Центральный район образован в 1994 году путем слияния Смольнинского, Дзержинского и Куйбышевского районов, но ведет свою историю и традиции еще с первого административно-территориального деления Санкт-Петербурга 1718 года, когда город по Указу Петра I был разделен на пять частей в т.ч Адмиралтейскую – прообраз будущего района.

Сегодня район разделен на 6 внутригородских муниципальных образований: Дворцовый округ, Литейный округ, Владимирский округ, Лиговка-Ямская, Смольнинское и МО №78.

Граничит с Адмиралтейским, Фрунзенским и Невским районом; через Неву граничит с Василеостровским, Петроградским, Выборгским, Калининским и Красногвардейским районом.

В границах района по данным на начало 2025 года, проживает 198.900 жителей.

По качеству жизни Центральный район занимает первое место среди всех районов города.

При относительно небольшой площади – всего 17,12 км²., район обладает невероятной концентрацией достопримечательностей, архитектурных шедевров разных эпох, исторических памятников и музеев.

Помимо архитектурных исторических памятников в районе сосредоточены практически все государственные и правительственные учреждения города, посольства и представительства разных стран и отечественных компаний; учреждения культуры, музеи, театры, ВУЗы, библиотеки и научные учреждения и другие точки притяжения – рестораны, торговые комплексы, общественные пространства.

История Центрального района

Уже к первой четверти XVIII века город вышел за границы Заячьего острова и перекинулся в своем развитии на левый берег Невы.

И первой резиденцией императора Петра I здесь стал не парадный ансамбль Дворцовой площади, а укромный дворец, скрытый в зелени Летнего сада у истока Фонтанки, ставший центром Петербурга в Петровскую эпоху.

Дворец Петра I в Летнем саду, 1820-е гг.

Там же, неподалеку, у Царицына луга (нынешнего Марсова поля), шумели жизнью немецкая и греческая слободы, где селились иностранные мастера, приглашенные Петром для воплощения его грандиозных замыслов.

Выше по течение Невы располагался Литейный двор – где отливали пушки, а ниже, у Адмиралтейства, где топоры и плотники рубили и строили корабли для молодого русского флота раскинулась старейшая часть города — Адмиралтейская.

В это же время, на другом конце Большой першпективы (будущего Невского проспекта) в 1720 году закладывался новый духовный центр — Александро-Невская лавра. Петр I, стремившийся укрепить связь новой столицы с историей Руси, лично выбрал это место, связанное с победой Александра Невского над шведами.

Именно тогда, в петровскую эпоху, начал складываться неповторимый облик будущей столицы Российской империи.

Эпоха Елизаветы Петровны

Середина XVIII века стала для Санкт-Петербурга временем небывалого архитектурного расцвета. С воцарением императрицы Елизаветы Петровны, любившей роскошь и празднества, город начал преображаться, обретая черты подлинной имперской столицы.

В этот период творил великий Бартоломео Франческо Растрелли – зодчий, чьи творения и сегодня составляют золотой фонд архитектурного наследия Центрального района города.

Растрелли, объединивший в своем стиле европейское барокко с русскими традициями, создал неповторимый облик елизаветинского Петербурга. Его постройки узнаются сразу – по изогнутым фасадам, пышному лепному декору и позолоченным деталям.

Настоящие жемчужины среди его творчества, украшающих Центральный район – это Зимний дворец, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворец и Смольный монастырь – грандиозный ансамбль с бело-голубыми соборами.

Аничков дворец, 1810

При Елизавете Петербург окончательно сбросил скромные петровские одежды, облачившись в пышные наряды. Дворцы Растрелли формировали новый масштаб городской застройки – их размеры и богатое убранство задавали тон всей последующей архитектуре. Улицы и набережные вокруг этих зданий сразу становились престижными – строились особняки и селилась городская знать.

Сегодня творения Растрелли – не просто памятники, а важнейшие элементы городской архитектуры. Они продолжают восхищать своим размахом, напоминая о времени, когда русское барокко достигло своих вершин, подарив миру непревзойденные шедевры, а Санкт-Петербург стал настоящим воплощением имперского величия.

Эпоха Екатерины II

При императрице Екатерине II, просвещенной монархине с тонким художественным вкусом, город обрел новые грани своего величия благодаря творениям целой плеяды блестящих зодчих:

  • Антонио Ринальди, тонкий знаток итальянского барокко, подарил городу изысканный Мраморный дворец – первое в России здание, полностью облицованное натуральным камнем. Его же творением стал величественный костел Святой Екатерины на Невском проспекте – главный храм петербургских католиков.
  • Юрий Фельтен, мастер строгого классицизма, создал изящный Малый Эрмитаж, связавший Зимний дворец с новыми музейными пространствами. Его же руке принадлежит знаменитая чугунная ограда Летнего сада – шедевр литейного искусства, ставший одним из символов города.
  • Иван Стасов, представитель позднего классицизма, возвел монументальный Таврический дворец – образец усадебной архитектуры, и величественный Троицкий собор Александро-Невской лавры.
  • Андрей Воронихин, бывший крепостной, ставший академиком архитектуры, создал грандиозный Казанский собор – храм-памятник русской воинской славы, органично вписавшийся в ансамбль Невского проспекта.
  • Джакомо Кваренги, итальянский мастер, работавший в России, построил изящный Эрмитажный театр и стройную колокольню Владимирской церкви, обогатившие панорамы города своими совершенными пропорциями.

Каждый из мастеров екатерининской эпохи внес свой уникальный вклад в формирование городского ландшафта. Эти архитектурные шедевры, созданные в стилях классицизма и раннего ампира, сформировали тот неповторимый облик центра Петербурга, который восхищает нас и сегодня.

Казанский собор,1813

Екатерининский период стал временем, когда Петербург из пышной столицы эпохи барокко превратился в город гармоничного классицизма со сдержанной элегантностью и торжественной монументальностью.

Прогуливаясь по улицам Центрального района, мы можем буквально ощутить дыхание XVIII века – времени, когда создавались многие из самых узнаваемых архитектурных символов Северной столицы.

Начало XIX века стало для Санкт-Петербурга временем грандиозных градостроительных преобразований, благодаря которым он окончательно утвердился как один из красивейших городов мира.

В этот период творил Карл Иванович Росси – архитектурный гений, сумевший превратить центр Петербурга в единый, гармоничный ансамбль.

Среди его величайших творений:

  • Михайловский дворец (ныне Русский музей) с окружающим его ансамблем площади Искусств;
  • Александринский театр с Театральной улицей (ныне улица Зодчего Росси), где все здания выдержаны в едином стиле;
  • Здание Главного штаба с его знаменитой аркой, оформившее Дворцовую площадь в совершенную композицию;
  • Сенат и Синод, объединенные триумфальной аркой в последний крупный ансамбль зодчего.

Каждый его замысел становился частью грандиозного архитектурного сценария, где здания, площади и улицы взаимодействовали как элементы единой композиции и архитектурного ансамбля.

Арка Главного штаба, 1822

Сегодня ансамбли Росси продолжают определять облик исторического центра Петербурга. И благодаря Росси Петербург обрел тот неповторимый облик, который и сегодня продолжает восхищать, оставаясь одним из величайших достижений в истории градостроительства.

Архитектурное наследие Центрального района

Современный Центральный район Санкт-Петербурга представляет собой уникальное явление в мировой градостроительной практике – это настоящий музей под открытым небом, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено:

  • 357 памятников истории и архитектуры, охватывающих период от петровского барокко до модерна;
  • 20 выдающихся памятников монументальной скульптуры, украшающих площади и набережные;
  • Более 40 музеев и выставочных пространств мирового значения;
  • 12 театров, включая Михайловский и Александринский.

Такая концентрация культурных ценностей на квадратный километр не имеет аналогов в России и редка даже в мировом масштабе. По плотности исторического наследия Центральный район Петербурга может соперничать лишь с историческим центром Рима, Парижа или Венеции.

Жилой фонд

Жилой фонд Центрального района представляет собой уникальный архитектурный сплав, где каждая эпоха оставила свой след. Доминирующее положение занимают дореволюционные постройки, составляющие 93% от общего числа жилых зданий.

Из 2390, 1270 зданий сохранили первоначальные конструктивные особенности, не подвергаясь капитальному ремонту. В их стенах буквально застыла история – от сохранившихся дворовых флигелей до изразцовых печей. 962 здания с капитальным ремонтом.

В годы блокады Ленинграда многие здания исторического центра получили серьезные повреждения, некоторые были разрушены почти полностью.

Однако уже в первые послевоенные годы началась масштабная реставрация: фасады восстанавливали по старым чертежам, а интерьеры адаптировали под нужды горожан. В 1950-е годы жилой фонд Центрального района прошел через серию модернизаций:

  • укрепление конструкций – замена деревянных перекрытий на железные и железо-бетонные;
  • газификация – в квартиры провели газ, что позволило отказаться от дровяных и угольных плит;
  • печное отопление уступило место центральному-водяному, сделав жизнь в старых домах комфортнее.

Коммуналки

После революции 1917 года жилищный фонд Петербурга претерпел радикальные изменения. Бывшие дворянские особняки, доходные дома и квартиры буржуазии были национализированы и превращены в коммунальные квартиры.

Просторные апартаменты разделили на крошечные комнаты, где в тесноте, но не в обиде селили рабочих, служащих и представителей новой советской интеллигенции. Этот процесс кардинально изменил социальную структуру центра города, превратив его из аристократического анклава в пространство коллективного быта.

Особенно высока их концентрация в Смольнинском муниципальном округе, где до сих пор в одной квартире могут проживать несколько семей. Эти жилища, некогда бывшие вынужденной мерой, сегодня превратились в самый дешевый, но и самый некомфортный тип жилья в городе.

Кухня в коммунальной квартире в Басковом пер., 4

В последние годы часть коммуналок расселяют, а освободившиеся здания реконструируют под современные апартаменты или гостиницы. Но многие дома по-прежнему ждут своей очереди на реновацию, оставаясь живыми свидетельствами непростой истории города.

Помимо коммуналок за столетие урбанистических преобразований район обогатился характерными образцами советской архитектуры:

  • 10 конструктивистских зданий 1920-30-х годов
  • 63 сталинских дома послевоенного периода с их монументальными фасадами и высокими потолками
  • 20 кирпичных “хрущёвок” 1960-х

Сегодня жилой фонд Центрального района – это сочетание разных эпох с дореволюционными доходными домами с их высокими потолками и лепниной; советские коммуналки, сохранившие дух коллективного быта; отреставрированные особняки, превращенные в элитное жилье; новые жилые комплексы, встроенные в исторический ландшафт и архитектуру района.

Социальная инфраструктура района

Образование: 56 детских садов, 29 школ в т.ч с углубленным изучением иностранных языков, 7 гимназий, 2 лицея и 12 ВУЗов

Здравоохранение: 3 поликлиники с отделениями скорой помощи; 1 детская поликлиника с тремя педиатрическими отделениями; стоматологическая поликлиника; 2 женских консультации и 1 кожно-венерологический диспансер.

Социальная защита представлена тремя муниципальными учреждениями: «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга»; «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга»; «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга».

Помимо этого на территории Центрального района действует и осуществляют деятельность большое количество частных детских садов и медицинских центров.

Транспортная инфраструктура

Каждый будний день по его улицам Центрального района курсируют 770 единиц общественного транспорта. В выходные, когда город переходит на более спокойный режим, эта цифра снижается до 580 автобусов, троллейбусов и трамваев.

49 маршрутов образуют густую сеть наземного сообщения.

29 автобусных линий пересекают район во всех направлениях, дополненные тринадцатью троллейбусными и семью трамвайными маршрутами. Особое внимание уделяется доступности – современные низкопольные автобусы стали неотъемлемой частью транспортного парка, обеспечивая комфортное передвижение для всех категорий пассажиров. А выделенные полосы для общественного транспорта позволяют курсировать по маршрутам без пробок и заторов.

Главные транспортные артерии района – Лиговский, Невский, Владимирский и Литейный проспекты.

Центральный район лидирует по количеству станций подземки. В границах района находится 11 станций метро на всех пяти ветках, что обеспечивает быстрый доступ в любую точку города.

Сердцем железнодорожного сообщения остается Московский вокзал – величественное здание в стиле неоренессанс, принимающее первых пассажиров еще в 1851 году. Сегодня этот транспортный узел ежедневно обслуживает около 25 тысяч человек, сохраняя статус важнейших ворот города.

Комплексная и гибкая транспортная система, позволяющая легко сочетать метро и наземные виды транспорта, с высокой плотностью остановочных пунктов и продуманной интеграцией с туристическими маршрутами делает транспортную инфраструктуру Центрального района доступной и максимально удобной.

Сегодня Центральный район Санкт-Петербурга – это одновременно музей под открытым небом, деловой центр и комфортное пространство для жизни. Сохраняя историческое наследие, район продолжает развиваться, оставаясь сердцем Северной столицы.