Станции метро Адмиралтейского района
Особенностью метро Адмиралтейского района является его тесная связь с историческим контекстом – многие станции получили названия по расположенным памятникам архитектуры и важным городским объектам. Архитектурное оформление станций отражает морскую тематику, имперское наследие и революционную историю этой части города.
Ключевые станции района формируют основу транспортной инфраструктуры города. Уникальный трехстанционный пересадочный узел “Сенная площадь” – “Садовая” – “Спасская” связывает четыре линии метрополитена, являясь важнейшим транспортным хабом центра города. “Технологический институт”, первая в стране станция с кросс-платформенной схемой пересадки, демонстрирует инженерные достижения советского метростроения.
Всего на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга находится 9 станций метрополитена, которые не только обеспечивают транспортную доступность, но и являются частью культурного наследия города:
Станция метро “Балтийская”
Станция “Балтийская” входит в состав Кировско-Выборгской линии, располагаясь между станциями “Нарвская” и “Технологический институт”. Открыта 15 ноября 1955 года в составе первого пускового участка ленинградского метро, включавшего восемь станций от “Автово” до “Площади Восстания”. Своё название станция унаследовала от расположенного поблизости Балтийского вокзала, а также из-за исторически сложившейся топонимики района, связанной с Балтийским направлением.
Вестибюль станции оформлен монументальным шестиколонным портиком, в нише которого расположены пять барельефов выдающихся русских флотоводцев: адмиралов Фёдора Ушакова, Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Степана Макарова. Этот архитектурный ансамбль, дополненный морской символикой, отражает главную тему художественного оформления станции – прославление мощи и славы Советского Союза как великой морской державы.
Согласно Генеральному плану развития Санкт-Петербурга, в 2028 году планируется начать сооружение дополнительного выхода со станции “Балтийская”, который будет вести к зданию бывшего Варшавского вокзала. Этот проект предусмотрен в рамках расширения транспортной инфраструктуры города.
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:36.
- Закрытие на вход/выход: 00:33/00:50.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Проспект Ветеранов”: 05:57/00:37.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Девяткино”: 05:44/00:19.
Станция метро “Звенигородская”
“Звенигородская” — станция на Фрунзенско-Приморской линии метро, расположенная между “Садовой» и «Обводным каналом”.
Станция была открыта 20 декабря 2008 года в составе первого участка Фрунзенского радиуса. Первоначально она функционировала без собственного выхода на поверхность: пассажиры попадали в город через переход на станцию «Пушкинская» и её вестибюль.
И только 26 декабря 2009 года были введены в эксплуатацию собственный наземный вестибюль и наклонный ход с эскалаторами.
Такое поэтапное открытие было связано с особенностями строительства и интеграции станции в сложившуюся транспортную инфраструктуру центра Санкт-Петербурга.
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:38.
- Закрытие на вход/выход: 00:23/00:50.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Шушары”: 05:52/00:29.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Комендантский проспект”: 05:48/00:28.
Станция метро “Садовая”
Эта станция метрополитена расположена на Фрунзенско-Приморской линии между “Звенигородской” и “Адмиралтейской”.
Введена в эксплуатацию 30 декабря 1991 года. Своё название она унаследовала от проходящей над ней Садовой улицы, хотя в проектных документах фигурировала как “Площадь Мира-3”.
Особенностью станции является отсутствие традиционного наземного вестибюля. Пассажирский доступ организован через подземный переход, от которого расходятся четыре выхода на различные стороны оживлённой Сенной площади и прилегающей Садовой улицы. Такое решение было продиктовано плотной городской застройкой и необходимостью обеспечения удобной пересадки на станции “Сенная площадь” и “Спасская”, образуя важный транспортный узел в историческом центре города.
Станция метро “Садовая” также является трёхстанционным пересадочным узлом вместе со станциями “Спасская” и “Сенная площадь”.
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:36.
- Закрытие на вход/выход: 00:24/00:45.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Шушары”: 05:50/00:26.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Комендантский проспект”: 05:51/00:30.
Станция метро “Сенная площадь”
“Сенная площадь” — входит в состав Московско-Петроградской линии и расположена между станциями “Технологический институт” и “Невский проспект”.
Станция была открыта 1 июля 1963 года в составе участка “Технологический институт” — “Петроградская”. Первоначально, до 1 июля 1992 года, она носила название “Площадь Мира”. Современное наименование связано с расположением на одноимённой исторической площади Санкт-Петербурга.
“Сенная площадь” является пересадочным узлом — здесь можно пересесть на станцию “Садовая” Фрунзенско-Приморской линии.
Станция имеет важное транспортное значение, обеспечивая связь между центральными районами города и основными линиями метрополитена.
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:36.
- Закрытие на вход/выход: 00:26/00:40.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Купчино”: 05:49/00:31.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Парнас”: 05:56/00:26.
Станция метро “Спасская”
Станция “Спасская” Лахтинско-Правобережной линии Петербургского метрополитена расположена между действующей станцией «Достоевская» и строящейся “Театральной”. Эта станция образует трёхстанционный пересадочный узел вместе со станциями “Садовая” и “Сенная площадь”.
Строительство станции, продолжавшееся около двух десятилетий, завершилось её открытием в 2009 году, однако полноценный выход в город был организован только 7 ноября 2013 года. До 27 декабря 2024 года “Спасская” функционировала в качестве конечной станции на линии.
Название станции увековечивает память о разрушенном в 1961 году храме Спас-на-Сенной, ранее находившемся на месте вестибюля станции “Сенная площадь”. Выбор названия также обусловлен географическим расположением – станцией находится на Спасском острове вблизи Спасского переулка.
Особенностями станции стали продолжительный срок строительства (около 20 лет), задержка ввода наземного вестибюля (4,5 года после открытия), а также её включение в сложный трёхстанционный пересадочный комплекс. “Спасская” играет важную роль в транспортной системе города, обеспечивая пересадку между линиями метро в центральной части Санкт-Петербурга.
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:36.
- Закрытие на вход/выход: 00:20/00:40.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Улица Дыбенко”: 05:48/00:15.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Горный институт”: 06:01/00:28.
Станция метро “Театральная”
Станция метро расположенная между действующими станциями “Спасская” и “Горный институт”. Несмотря на полную готовность подземной части, “Театральная” уже много лет остаётся закрытой для пассажиров — поезда проходят её транзитом, без остановки.
Главная причина этого парадокса — отсутствие наземного вестибюля, строительство которого отложено как минимум до 2030 года. Сложность заключается в выборе места для выхода в историческом центре города, где каждое решение требует многоуровневых согласований с собственниками земельных участков, КГИОП, архитектурным сообществом и культурной общественностью.
Первоначальный проект предполагал размещение вестибюля непосредственно на Театральной площади, рядом с Мариинским театром и Консерваторией. Однако решительное противодействие со стороны художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева заставило пересмотреть эти планы. Маэстро аргументировал свою позицию тем, что строительные работы могут:
- нанести ущерб историческим зданиям
- ухудшить акустику театра
- вызвать опасные подвижки грунта
- создать постоянные вибрации от движения поездов
Несмотря на то, что проект уже прошёл все необходимые экспертизы, возражения культурного сообщества возымели действие — городские власти отказались от реализации первоначального варианта. В настоящее время ведётся поиск компромиссных решений, которые обеспечат ввод станции в эксплуатацию при сохранении целостности архитектурного ансамбля вокруг Мариинского театра.
Станция метро “Технологический институт (I и II)”
Является уникальным кросс-платформенным пересадочным узлом Петербургского метрополитена – первым и единственным в своём роде в России. Станция функционирует одновременно на двух линиях:
- На Кировско-Выборгской линии расположена между “Балтийской” и “Пушкинской”
- На Московско-Петроградской – между “Сенной площадью” и “Фрунзенской”
Особенностью станции является её конструкция, позволяющая пассажирам осуществлять пересадку между линиями непосредственно на одной платформе, что значительно упрощает транспортную логистику в центре города.
Как первый реализованный в СССР проект такого типа (открыт в 1955 году), «Технологический институт» представляет собой важный этап развития отечественного метростроения и продолжает оставаться ключевым транспортным узлом Санкт-Петербурга.
Станция включает два подземных зала, введённых в эксплуатацию в разные годы. Первый зал, открытый 15 ноября 1955 года в составе начального участка метро от «Автово» до «Площади Восстания», до сих пор остаётся самой масштабной станцией среди объектов первой очереди строительства. Второй зал начал работу 11 апреля 1961 года, а 29 апреля того же года станция стала полноценным пересадочным узлом с открытием движения по Московско-Петроградской линии.
Своё название станция получила благодаря близости к главному зданию Санкт-Петербургского государственного технологического института. Примечательно, что в этом же историческом здании, где расположен наземный вестибюль станции, находится Управление Петербургского метрополитена, что подчёркивает особый статус этого транспортного объекта.
Режим работы станций:
Технологический институт I
- Открытие станции: 05:40.
- Закрытие на вход/выход: 00:28/00:55.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Проспект Ветеранов”: 05:54/00:35.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Девяткино”: 05:46/00:21.
Технологический институт II
- Открытие станции: 05:40.
- Закрытие на вход/выход: 00:28/00:55.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Купчино”: 05:52/00:33.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Парнас”: 05:53/00:22.
Станция метро “Пушкинская”
Эта станция метро расположена на Кировско-Выборгской линии между станциями “Технологический институт” и “Владимирская”. Хотя она и строилась в составе первой очереди метро (участок “Автово” — “Площадь Восстания”), но из-за технических сложностей была введена в эксплуатацию позже — 30 апреля 1956 года, тогда как остальные станции начали работу ещё 15 ноября 1955 года.
Причиной задержки ввода стало затопление наклонного хода и в течение 5 месяцев поезда проезжали новую станцию без остановки, пока не были завершены все работы.
Станция получила своё название благодаря исторической связи места с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Расположенная рядом с Витебским вокзалом – старейшим в России, она служит отправной точкой маршрута в город Пушкин (бывшее Царское Село), где поэт провёл значительную часть жизни.
Изначально станцию планировалось назвать “Витебской” по наименованию вокзала, но окончательный выбор пал на вариант, увековечивающий память великого русского поэта. Это решение подчёркивает не только транспортное значение объекта, но и его глубокую культурно-историческую связь с пушкинскими местами, где он учился в Царскосельском лицее (1811-1817) и куда возвращался в зрелые годы (1831).
Станция является пересадочной на станцию метро “Звенигородская”
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:38.
- Закрытие на вход/выход: 00:28/00:45.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Проспект Ветеранов”: 05:52/00:33.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Девяткино”: 05:48/00:23.
Станция метро “Фрунзенская”
Расположенная на Московско-Петроградской линии между станциями “Московские ворота” и “Технологический институт”, “Фрунзенская” была введена в эксплуатацию 29 апреля 1961 года в составе участка “Парк Победы” — “Технологический институт-II”.
Своё название станция получила в честь Михаила Фрунзе — революционера и военного деятеля советского периода. Дополнительным основанием для выбора названия послужила близость к универмагу «Фрунзенский». Интересно, что в первоначальных проектах станция фигурировала под названием «Обводный канал», что отражало её географическое расположение, однако в итоге было принято решение о присвоении идеологически значимого имени в духе времени.
Режим работы станции
- Открытие станции: 05:45.
- Закрытие на вход/выход: 00:30/00:45.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Купчино”: 05:54/00:35.
- Первый/последний поезд в сторону станции метро “Парнас”: 05:51/00:21.