Памятники Кутузову и Барклаю-де Толли у Казанского собора
Ансамбль Казанского собора в Центральном районе Санкт-Петербурга служит не только выдающимся памятником архитектуры, но и главным мемориалом воинской славы России, связанной с победой в Отечественной войне 1812 года.
Особое место в этом ансамбле занимают два монумента, установленные перед главным фасадом храма: памятники великим полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли.
Эти бронзовые колоссы, установленные симметрично у крыльев колоннады, формируют единое художественное и идейное целое, прославляющее двух равновеликих творцов победы в Отечественной войне 1812 года.
Созданные по повелению императора Александра I, они стали зримым воплощением «справедливой признательности» к заслугам военачальников.
Несмотря на общую героическую масштабность, в их художественном решении запечатлено тонкое различие характеров и ключевых стратегических ролей в кампании 1812 года.
Данный текст посвящен истории создания этих знаковых памятников, подчеркивающих триумф русского оружия.
Два образа одной победы
Два монумента, установленные перед фасадом Казанского собора, формируют единый мемориальный ансамбль, посвященный главным военачальникам Отечественной войны 1812 года.
Памятник фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову расположен у правого крыла колоннады собора, а памятник фельдмаршалу Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли — у левого. Такое симметричное расположение имеет глубокий символический смысл, представляя двух полководцев как равновеликих творцов победы.

Художественное решение памятников запечатлевших выдающихся военачальников в бронзе, передает различие в характерах и ролях героев войны 1812 года:
- Михаил Илларионович Кутузов изображен с непокрытой головой, в полном генеральском мундире и плаще. В его левой руке — фельдмаршальский жезл как символ высшей военной власти, а правая сжимает обнаженную шпагу, что символизирует активные наступательные действия на завершающем этапе войны.
- Михаил Богданович Барклай-де-Толли также представлен в мундире и плаще, но его шпага находится в ножнах, а правая рука спокойно придерживает плащ. Эта более сдержанная поза отражает его стратегическую роль: он — архитектор первоначального отступления и «скифской» стратегии, требовавшей выдержки и расчета.

Важной общей деталью, подчеркивающей их триумф, являются трофейные французские знамена времен Наполеона с переломленными древками, положенные у ног каждого полководца.
Архитектурное решение
Пьедесталы памятников представляют собой массивные четырехугольные гранитные столбы, установленные на круглых основаниях (пантах) из цельного гранита. По четырем сторонам каждого пьедестала расположены гранитные тумбы. На сторонах, обращенных к Невскому проспекту, высечены лаконичные и величавые посвятительные надписи, указывающие на высший воинский чин и ключевые даты:
- «ФЕЛЬДМАРШАЛУ Князю Кутузову-Смоленскому. 1812».
- «ФЕЛЬДМАРШАЛУ Князю Барклаю-де-Толли. 1812, 1813, 1814 и 1815».
Различие в датах не случайно: оно фиксирует разницу в восприятии их заслуг современниками.
Кутузов неразрывно связан с годом изгнания врага из России (1812), в то время как даты на памятнике Барклаю отмечают его роль в Заграничных походах русской армии, завершившихся взятием Парижа.
Пространство вокруг каждого монумента обрамлено небольшой железной оградой, установленной на каменном основании (базисе).
Создание памятников
Создание памятников было инициировано личным повелением императора Александра I от 23 сентября 1818 года.
В своем письме к Управляющему Министерством полиции государь сформулировал идеологическую программу монументов:
«Прославляя бессмертные деяния времен минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени»
Автором художественного проекта выступил известный скульптор Борис Орловский. Отливку бюстов в бронзе выполнил литейных дел мастер В. П. Якимов в 1836 году (тот же мастер, что отливал знаменитый памятник Минину и Пожарскому в Москве).
Выбор места — Казанской площади перед собором, где хранились многочисленные трофеи и где был похоронен Кутузов, — был глубоко символичен. Это место уже стало главным святилищем военной славы Российской Империи.

Церемония открытия памятников
Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года и было тщательно спланированным ритуалом.
В 11 часов утра войска Санкт-Петербургского гарнизона построились на Адмиралтейской площади. В полдень император Николай I со свитой объехал строй и лично повел войска на Невский проспект.
Церемония была выстроена так, чтобы отдать равные почести обоим полководцам, чьи заслуги долгое время оспаривались в обществе.
Сначала государь остановил войска у памятника Барклаю-де-Толли. Воины отдали на караул и воскликнули «ура» в честь полководца, «начавшему военные действия в 1812 году и чрез двадцать месяцев приведшему Русскую армию к Парижу».
Эта формулировка была крайне важна — она официально признавала его стратегию верной и отмечала его ключевую роль в конечном триумфе.
Тот факт, что первым чествовали именно Барклая-де-Толли, чтобы публично «реабилитировать» его стратегию, был крайне важным символическим жестом со стороны императора. Текст прямо говорит, что это была воля Николая, чтобы «примирить две стратегии и две памяти».
Затем такая же церемония была повторена у памятника Кутузову, которого прославили как военачальника, «сокрушившего в сердце России силу непобедимого дотоле завоевателя, изгнавшего его из пределов наших и положившего начало всем дальнейшим успехам».
Таким образом, Николай I своей волей примирил две стратегии и две памяти, представив их как последовательные и одинаково важные этапы на пути к общей победе и «бессмертной славе Русского оружия».
Заключение
Памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли — это не просто дань уважения выдающимся личностям, но и идейно-символическое завершение архитектурного ансамбля Казанского собора, который сам по себе является святилищем русской военной славы.
Симметричное расположение монументов воплощает идею равенства заслуг двух полководцев, один из которых (Кутузов) неразрывно связан с изгнанием неприятеля из России, а другой (Барклай-де-Толли) — с победоносными Заграничными походами.
Художественное решение скульптора Бориса Орловского мастерски отразило двойственность триумфа: активное наступление Кутузова (обнаженная шпага) и стратегический расчет Барклая (шпага в ножнах).
Задуманные императором Александром I и исполненные литейным мастером В.П. Якимовым, эти монументы, обрамленные трофейными знаменами и величественными посвятительными надписями, увековечили бессмертные деяния тех, кто обеспечил победу Российской Империи, и навсегда закрепили за Казанской площадью статус главного мемориала героям 1812 года.
Материал подготовлен и опубликован 06.10.2025
Источник материала: «Путеводитель по Санктпетербургу и окрестностям его», И.И. Пушкарев, 1843