р. Нева | Петербург

Нева берёт начало из Ладожского озера в районе Шлиссельбурга и впадает в Финский залив в границах Санкт-Петербурга. Река формирует дугообразную траекторию, обращенную к югу, завершая путь разветвленной дельтой.

Нева вытекает из Шлиссельбургской губы Ладожского озера и течёт по Приневской низменности, при этом расстояние от истока до устья по прямой составляет 45 км, а полная длина – 74 км.

Происхождение названия “Нева” остается предметом научных дискуссий. Существует три основные версии:

  1. Финская версия: слово “Нева” может происходить от финского “neva” (“открытое безлесное болото”). Это слово сохранилось в современном финском языке, но не имеет аналогов в других финно-угорских языках. Некоторые исследователи пытались связать его с саамским словом “ńëvē” (“маленький, быстрый”), но эта версия остаётся под вопросом.
  2. Шведская версия: в старошведском языке река называлась “Ny(en)” (от слова “ny” — “новый”). Это название использовалось и в средненижненемецком языке, официальном языке Ганзейского торгового союза.
  3. Праиндоевропейская версия: историк Вяч. С. Кулешов, совместно с археологом Д. А. Мачинским, предложил версию о происхождении названия от праиндоевропейского слова “newā” (“новая”). Это могло быть связано с прорывом вод Ладожского озера в Финский залив, что привело к образованию “новой” реки. Позже название было заимствовано прибалтийско-финскими народами, а затем перешло в славянские языки.

В древнерусских источниках название “Нева” впервые упоминается в “Повести о житии Александра Невского” (XIII век). До этого Ладожское озеро называлось “Нево”.

Гидрография реки

Берега Невы невысокие (2-6 метров), круто обрывающиеся к воде. Русло имеет три крутых поворота: у Ивановских порогов, у Невского лесопарка и Усть-Славянки (“Кривое Колено”), а также ниже устья реки Охты.

В районе Ивановских порогов находится самое узкое место реки – 210 метров, где река пересекает моренную гряду, образуя пороги. Средняя скорость течения составляет 0,8-1,1 метра в секунду. В 1973-1978 годах здесь проводились дноуглубительные работы, которые расширили судовой ход с 85 до 160 метров.

Ширина реки Невы варьируется от 400-600 метров в среднем течении до 1000-1250 метров в самых широких местах (в дельте у Невских ворот Морского порта, у окончания Ивановских порогов и в районе острова Фабричный).

Глубина Невы составляет 8-11 метров в среднем, достигая 24 метров у правого берега выше Литейного моста (напротив Арсенальной улицы) и уменьшаясь до 4-4,5 метров в районе Ивановских порогов.

Через Неву в Финский залив поступает вода из всего бассейна Ладожского озера. Площадь собственного бассейна Невы составляет 5 тысяч км², а вместе с бассейном Ладожского озера – 281 тысячу км². Осадки значительно превышают испарение: на испарение приходится только 37,7% водного баланса.

Нева занимает 6-7 место среди рек Европы по объёму годового стока. Наибольший сток зарегистрирован в 1924 году (116 км³), наименьший – в 1900 году (40,2 км³). Средний многолетний расход воды составляет 2500 м³/с.

Из-за равномерного стока из Ладожского озера у Невы не бывает весеннего половодья. Река замерзает в начале декабря и вскрывается в начале апреля. Толщина льда в черте Санкт-Петербурга составляет 0,3-0,4 метра, за пределами города – 0,5-0,6 метра. Зимой в верхнем течении иногда возникают зажоры льда, приводящие к наводнениям. Из всего объёма льда Ладожского озера (10,6 км³) в Неву попадает не более 5%.

Летом температура воды составляет 17-20°C, купальный сезон длится около 1,5 месяцев. Вода пресная, с низкой минерализацией (61,3 мг/л) и относится к гидрокарбонатно-кальциевому типу.

Гидрографическая структура дельты Невы

Гидрографическая структура дельты представляет сложную систему рукавов. Ключевым элементом является Большая Нева, от которой ответвляются:

  • Большая Невка ответвляется справа, огибает Аптекарский остров, аккумулирует сток Чёрной речки (малый водоток) и омывает южное побережье Каменного и Крестовского островов.
  • Малая Невка ответвляется от Большой Невки у Каменного острова, протекает севернее островов Каменного и Елагина. Ее ответвление, Средняя Невка, омывает Елагин остров с юга.
  • Малая Нева ответвляется от основного русла у Петропавловской крепости, формируя историческую границу между Петербургской стороной и Васильевским островом. Ее протоки – Ждановка (отделяет Петровский остров) и река Смоленка (отделяет Васильевский остров от острова Декабристов).
  • С южного направления из Большой Невы вытекает Фонтанка, от которой были проложены искусственные водные артерии города – канала Грибоедова и р. Мойка, ставшие элементами регуляторной и эстетической инфраструктуры города.
р. Большая Нева, Санкт-Петербург. Источник фото: яндекс-картинки

Изменение гидрографии Петербурга

За время существования Санкт-Петербурга его уникальная гидрологическая сеть претерпела масштабные преобразования. Строительство города на низких болотистых территориях потребовало грандиозных гидротехнических работ: создания системы каналов и прудов для осушения местности, при этом вынутый грунт использовался для подсыпки и повышения территории.

Гидрографическая карта города постоянно менялась. Если в конце XIX века дельта Невы насчитывала 48 рек и каналов, образующих 101 остров, то к XX веку многие водоёмы потеряли своё первоначальное значение, подверглись загрязнению и засыпке. В результате этих процессов количество островов сократилось до 42.

Современная гидрологическая система включает значительные рукава дельты: Большую и Малую Неву, Большую, Среднюю и Малую Невки, Фонтанку, Мойку, Екатерингофку, Крестовку, Карповку, Ждановку, Смоленку, Пряжку, Кронверкский пролив. Важную роль играют искусственные водные пути: Морской канал, Обводный канал, канал Грибоедова, Крюков канал.

Пристань со сфинксами, 1910

Исторически левым притоком Невы до строительства Обводного канала была река Волковка, участок которой при впадении теперь известен как река Монастырка.

У истоков Невы берут начало Староладожский и Новоладожский каналы, которые проходят вдоль южного берега Ладожского озера и соединяют Неву с Волховом.

Исторические факты

Активное архитектурное освоение береговой линии началось в период правления Екатерины II (1764-1788 гг.), что ознаменовало переход от стихийного использования реки к планомерному градостроительному проектированию. Левый берег Большой Невы (от Литейного двора до конца Английской набережной) был облицован гранитом, создав парадный фасад имперской столицы. Протяженность этого участка составила 1650 саженей (приблизительно 3,52 км; сажень = 2,134 м).

В дальнейшем урбанизация затронула правый берег Васильевского острова: гранитная набережная была сооружена от зданий Биржи на Стрелке до Исаакиевского моста, а позднее продлена до Академии Художеств. Пристань перед Академией, декорированная подлинными древнеегипетскими сфинксами, представляет собой яркий пример и символом имперского величия, олицетворяя связь Петербурга с центрами мировой культуры. В новейший на тот момент период набережная была продлена до 10-й линии Васильевского острова и оборудована функциональной пристанью для пароходов у Благовещенского моста.

Преодоление водных преград стало возможным благодаря разветвленной системе мостов: через Большую Неву (Воскресенский, Литейный, Троицкий, Исаакиевский, Благовещенский), через Малую Неву (Тучков мост), через рукава Невки (Самсониевский, Строгановский, Елагинские и другие).

Циклы замерзания и вскрытия Невы (ледостав и ледоход) в додорожную эпоху были ключевыми хронологическими маркерами, определявшими ритм городской жизни. До постройки капитальных мостов (Тучкова и Благовещенского) сезонные ледовые явления приводили к фрагментации городского пространства.

Статистические наблюдения за 132 года показывают: ледостав в среднем 13 ноября (наиболее частый период – вторая треть ноября – 41 случай), самое позднее замерзание – 14 декабря 1826 г.; ледоход в среднем 9 апреля (наиболее частые периоды – первая и вторая треть апреля – по 48 случаев), самое раннее вскрытие – 6 марта 1822 г. Средняя продолжительность ледового покрова – 147 дней.

Как в имперской столице открывали навигацию на Неве

Высочайше утвержденный церемониал начала навигации представлял собой важный элемент государственного управления.

Церемония включала процессию: начальник Партикулярной Верфи (от домика Петра I) и Директор Кораблестроительного Департамента (от Адмиралтейства) на вооруженных фалконетами (малые артиллерийские орудия) катерах следовали к Петропавловской крепости. Производился артиллерийский салют (семь выстрелов каждым официальным лицом) с ответным салютом от крепости.

Комендант крепости присоединялся к флотилии, и все катера в кильватерной колонне (катер Начальника Верфи, затем Директора, затем Коменданта) направлялись к Зимнему дворцу. Комендант салютовал дворцу, после чего делегация докладывала императору “об открытии сообщения по реке”.

Церемония символизировала, что под властью императора Петербург вновь пробуждается к активной жизни.

Мосты через Неву

Ленинградская область

  • Ладожский мост (1981) — разводной многопролётный металлический мост на каменных опорах. Архитектор: Ю. И. Синица, инженеры: А. И. Кецлах, О. Ю. Русинов. Расположен на 44-м км федеральной трассы «Кола» (Санкт-Петербург—Мурманск).
  • Кузьминский железнодорожный мост (1940) — разводной трёхпролётный мост, обслуживающий железнодорожное сообщение.

Санкт-Петербург

  • Большой Обуховский (вантовый) мост (2004) — неразводной вантовый мост. Является частью Кольцевой автомобильной дороги (КАД), соединяет проспект Обуховской Обороны и Октябрьскую набережную.
  • Володарский мост (1936) — разводной железобетонный мост в стиле конструктивизма. Инженеры: Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский; архитекторы: А. С. Никольский, К. М. Дмитриев. Соединяет Народную и Ивановскую улицы.
  • Финляндский железнодорожный мост (1912) — разводной двухпутный металлический мост на Финляндской соединительной железнодорожной ветке. Инженеры: Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, И. Г. Александров; архитектор: В. П. Апышков.

Санкт-Петербург, дельта Невы

  • Мост Александра Невского (1965) — разводной семипролётный железобетонный мост. Инженеры: А. С. Евдонин, К. П. Колчков, Г. М. Степанов; архитекторы: А. В. Жук, Ю. И. Синица. Соединяет площадь Александра Невского с Заневским проспектом.
  • Большеохтинский мост (1911) — разводной трёхпролётный металлический мост. До 1956 года носил название мост Петра Великого. Инженеры: Г. Г. Кривошеин, В. П. Апышков, С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий. Соединяет исторический центр (Тульская улица) с Малой Охтой (Красногвардейская площадь).
  • Литейный мост (1879) — разводной шестипролётный арочный мост с клёпаными металлическими пролётами. До 1917 года — мост Александра II. Инженеры: А. Е. Струве, А. А. Вейс. Соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева.
  • Троицкий мост (1903) — разводной пятипролётный металлический мост. В 1934–1991 годах носил название Кировский мост. Инженеры: В. Шамброльи, Р. Патульяр. Соединяет Суворовскую площадь с Троицкой площадью и Каменноостровским проспектом.
  • Дворцовый мост (1916) — разводной пятипролётный чугунный мост, знаменитый своим двукрылым центральным пролётом, являющимся одним из символов города. Инженер: А. П. Пшеницкий; архитектор: Р. Ф. Мельцер. Соединяет Дворцовый проезд и Невский проспект с Биржевой площадью.
  • Благовещенский мост (1850) — первый постоянный мост через Неву, разводной семипролётный чугунный мост. До 1918 года — Благовещенский, с 1918 по 2007 год — мост Лейтенанта Шмидта. Инженер: С. В. Кербедз; архитектор: А. П. Брюллов. Соединяет площадь Труда с 7-й линией Васильевского острова.

Заключение

От своих истоков в Ладожском озере до впадения в Финский залив река исторически формировала ландшафт города, определяла его планировку и жизненный уклад. Таким образом, Нева представляет собой не просто водную артерию, а историческое ядро и символ Санкт-Петербурга.

Уникальные гидрологические характеристики Невы — мощный сток, отсутствие весеннего половодья, особый ледовый режим — напрямую влияли на экономику и повседневную жизнь горожан. Сложная система рукавов дельты стала естественной основой для создания архитектурных ансамблей, а строительство набережных и мостов превратило стихию в органичную часть имперской столицы.

Церемония открытия навигации, гранитные набережные, разводные мосты — все это не только демонстрировало технические достижения, но и подчеркивало неразрывную связь между природой и городом. Даже происхождение названия реки, оставляющее пространство для научных дискуссий, отражает многовековое взаимодействие разных культур на этих берегах.

Нева остается главной водной артерией Северо-Запада России, продолжая определять жизнь Санкт-Петербурга, соединяя его прошлое с настоящим.

Материал подготовлен и опубликован 24.08.2025

Основной источник материала: “Весь Петербург в кармане”, А. Греч, 1851