Медный всадник | Памятник Петру Первому

“Медный всадник” – монумент воздвигнутый в честь Петра I и представляет не просто статую, а сложный художественный и идеологический замысел, прославляющий как самого преобразователя России, так и мудрую волю его преемницы, императрицы Екатерины II, инициировавшей его создание ровно через столетие после вступления Петра на престол — в 1782 году.

Этот памятник по степени художественного совершенства и монументального величия, воплощает в себе удачное соединение смелого творческого замысла с безупречным техническим исполнением, полностью соответствующее величию монарха-реформатора и масштабу личности императрицы Екатерины II, выступившей инициатором его создания.

Описание памятника

Двуязычная эпиграфика на гранитном пьедестале — «ПЕТРУ ПЕРВОМУ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ» на русском и «PETRO PRIMO CATHARINA SECUNDA» на латыни — выполняла конкретную политическую задачу: утверждение преемственности курса и демонстрацию европейского статуса России.

Художественное решение монумента отличается глубокой продуманностью. Император представлен не в парадном мундире, а в одеянии, сочетающем античные мотивы с элементами русской традиционной одежды, с лавровым венком на голове, символизирующим гражданскую, а не военную славу.

Сам жест монарха, указывающего правой рукой на Неву, Адмиралтейство, Академию наук и Петропавловскую крепость, является тщательно продуманной иконографической программой, визуализирующей основные достижения его правления: создание флота, развитие торговли, учреждение науки как государственного института и укрепление военной мощи.

Динамичная скульптурная группа, изображающая вздыбленного коня, взбирающегося на крутую скалу и попирающего копытами змея, представляет собой сложную многоуровневую аллегорию. Она метафорически передает титанические усилия, потребовавшиеся Петру для преодоления сопротивления реформам, инерции традиционного общества, невежества и суеверий на пути преобразования государства и достижения им величия.

Императрица Екатерина II, испытывавшая глубокое восхищение деяниями своего великого предшественника, приняла решение о создании монумента, достойного его памяти.

Гром-камень. Начало

Для реализации этого амбициозного замысла в 1766 году был приглашен выдающийся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, чей проект сознательно порывал с традициями парадного и пышного барокко, предлагая принципиально новое художественное решение.

Наиболее сложной практической задачей оказалась доставка гранитного монолита (Гром-камня) для пьедестала, обнаруженного близь Лахты.

Примечательно, что именно на этот камень часто восходил Петр Великий, чтобы обозревать окрестности.

Глыба колоссальных размеров — первоначально 6,4 м в высот, около 25 м в длину и весом около 1600 тонн потребовала разработки специальной инженерной технологии для доставки и транспортировки к месту установки памятника.

400 рабочих транспортировали камень на медных санях, катившихся по бронзовым желобам с использованием медных пятидюймовых шаров — прототипа современных шарикоподшипников. Ежедневно камень продвигался на 200 саженей (примерно на 430 метров).

Транспортировка “Гром-камня” по суше. Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770

Для водной переправы был построен специальный плот размером около 54 метров в длину, 20 метров в ширину и с высотой почти 5 метров.

Транспортировка “Гром-камня” по воде

Успешное завершение этой беспрецедентной операции было отмечено специальной медалью с изображением Екатерины II в лавровом венке на аверсе и сценой транспортировки камня на реверсе, с девизом “Дерзновению подобно. Генваря 20, 1770”.

Фальконе. Реализация проекта

При обработке этой гранитной глыбы для постамента, Фальконе, как отмечают источники, проявил излишнее рвение, значительно уменьшив размеры камня и даже отбив его часть, которую пришлось приставлять (при осмотре памятника обратите внимание на его переднюю часть гранитного постамента).

Историки усматривают в этом проявление самолюбия скульптора, желавшего сосредоточить все внимание зрителя на статуе.

В окончательном виде камень имеет размеры в около 16 метров в длину, почти 6,5 метров в ширину и 5,3 метра в высоту.

Чтобы сохранить природную фактуру, поверхности не придавали полировке, и естественный серый цвет гранита обладает особой сдержанной красотой. Основу монолита составляют кристаллы топаза, белого и красного полевого шпата, прорезанные мощными железными жилами и колоннами, окрашенными в охристые тона.

Отливка скульптурной группы высотой более 5 метров потребовала новаторских технических решений.

Фальконе при участии литейного мастера Емельяна Хайлова разработал специальный сплав на медной основе с добавлением олова и цинка. Общий вес отливки составил около 18 тонн. Для обеспечения устойчивости конструкции с минимальными точками опоры в заднюю часть лошади был заложен железный противовес весом 4 тонны.

Художественные особенности памятника свидетельствуют о сознательном отказе от помпезности. Петр изображен не как завоеватель или триумфатор, а как мудрый законодатель и правитель.

Спокойное, величественное выражение его лица в сочетании с искусно драпированной простой одеждой призвано вызывать уважение и доверие.

Не менее искусно выполнена и фигура коня: мельчайшие анатомические детали, едва заметные жилы и мускулы проработаны с удивительной точностью. Голова животного исполнена огня и энергии, вся фигура выражает мощное стремительное движение.

По художественному совершенству эта работа не уступает знаменитым венецианским коням, украшавшим некогда Тюильрийские ворота в Париже. Создается впечатление, что вся композиция была создана в едином творческом порыве, без видимых усилий.

Открытие памятника

Торжественная церемония открытия монумента 7 августа 1782 года была тщательно организована как масштабный политический акт.

При огромном стечении народа, в присутствии императрицы и выстроенных войск, специальные полотнища, скрывавшие памятник, медленно опустились, и бронзовый образ монарха явился взорам собравшихся, словно поднимаясь из самых недр земли.

Зрелище было поистине грандиозным: императрица Екатерина, в короне и порфире, со слезами на глазах склонила голову перед величием своего предшественника.

Великая императрица приветствовала Великого императора — этот символический жест был встречен громовыми, не смолкавшими рукоплесканиями народа под аккомпанемент военной музыки и пушечного салюта.

Открытие памятника Петру I. Гравюра А.П. Давыдова начала XIX века

Общая стоимость создания монумента, включая оплату труда художников и стоимость материалов, достигла 424 610 рублей — колоссальная по тем временам сумма, подчеркивающая значение, которое придавала этому проекту Екатерина II.

Медный всадник стал не просто памятником, а ключевым элементом исторической мифологии Российской империи, зримым воплощением идеи преемственности и величия государственной власти.

Торжества 1803 года

Особую символическую значимость имело празднование столетнего юбилея Петербурга в 1803 году.

У подножия монумента прошли 20 тысяч отборных войск под командованием императора Александра I, отдавших честь памятнику преклонением знамен.

Парад у памятника Петру I в 1803 году. Гравюра А.П. Давыдова. Начало XIX века

От имени города императору была преподнесена золотая медаль с профилем Петра Великого, увенчанным победным венком, и надписью по кругу: “от благодарного потомства”. На оборотной стороне медали был изображен северный Геркулес, опирающийся на основание города, заложенного в 1703 году, с видом Петербурга 1803 года на щите.

По воле императора эта медаль с подобающей торжественностью была перенесена в Петропавловский собор и возложена на гробницу Преобразователя России как вечное свидетельство перед грядущими поколениями о священности памяти Петра для отечества.

Завершающим аккордом юбилейных торжеств 1803 года стало участие корабля “Гавриил” с императорским штандартом, на палубе которого находился знаменитый ботик Петра I, а также четыре столетних старца-современника Петра Великого, один из которых — 107-летний ветеран, служивший морским офицером под командованием императора, символически охраняли реликвию.

Заключение

Таким образом, «Медный всадник» представляет собой гораздо больше, чем конную статую. Это сложный и многогранный символ, в котором искусно переплелись политическая воля, художественный гений и инженерная смекалка. Монумент увековечил не только образ Петра Великого как преобразователя России, но и мудрость Екатерины II, утвердив идею преемственности и величия государственной власти.

Сегодня «Медный всадник» прочно утвердился в качестве одного из главных, узнаваемых во всем мире символов Санкт-Петербурга, став его визитной карточкой и ключевой достопримечательностью.

Миллионы туристов стремятся к его подножию, чтобы прикоснуться к истории не только Санкт-Петербурга, но и Российской Империи и ощутить мощь замысла его создателей.

Вопросы и ответы про памятник Петру I «Медный всадник»

  • Кто изображен на памятнике «Медный всадник» и кому посвящен памятник?

«Медный всадник» — это один из самых известных и символичных памятников Санкт-Петербурга, воздвигнутый в честь императора Петра I. 

  • Где находится «Медный всадник»?

Памятник расположен в центре Санкт-Петербурга, на Сенатской площади, на берегу Невы.

  • Когда был открыт памятник?

Торжественная церемония открытия монумента состоялась 7 августа 1782 года.

  • Кто автор и скульптор «Медного всадника»?

Автором памятника является выдающийся французский скульптор Этьен Морис Фальконе. В работе над проектом ему помогал его ученица Мари-Анн Колло (она создавала голову Петра) и русский литейный мастер Емельян Хайлов.

Материал подготовлен и опубликован: 08.09.2025

Источник материала: «Путеводитель по Санктпетербургу и окрестностям его»,  И.И. Пушкарев, 1843