Ксения Блаженная Петербургская: история святой юродивой

В духовной истории России феномен юродства занимает особое, исключительное место. Юродивые, добровольно принимавшие на себя личину безумия ради отвержения мирских ценностей и служения Христу, всегда притягивали к себе взоры современников — смесь любви, страха и недоумения.

Одной из самых почитаемых и загадочных фигур в этом ряду является блаженная Ксения Петербургская, чья жизнь и посмертное почитание стали неотъемлемой частью религиозного и культурного ландшафта Северной столицы.

Её образ, сформированный народной памятью, представляет собой уникальный сплав трагической личной истории, глубочайшего смирения и удивительного дара прозорливости.

Ещё при жизни её почитали как святую, а её могила на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга на протяжении более двух столетий остается одним из главных центров паломничества в стране.

Данная статья предлагает современный взгляд на житие и наследие Ксении Петербургской и призвана раскрыть глубину и актуальность её подвига для современного читателя.

Происхождение Ксении Григорьевны (также известной как Аксинья) доподлинно неизвестно. Однако косвенные свидетельства позволяют предположить, что ее отец, Григорий, не принадлежал к податным сословиям. Этот вывод напрашивается из того факта, что по достижении совершеннолетия Ксения была выдана замуж за придворного певчего, полковника Андрея Федоровича Петрова.

Их супружеское счастье оказалось недолгим. Андрей Федорович скончался, оставив свою супругу двадцатишестилетней вдовой.

Эта утрата оказалась настолько глубоким потрясением для молодой женщины, что она едва не лишилась рассудка. Обретя утешение в молитве, Ксения Григорьевна избрала путь радикального самоотречения. Она раздала все свое имущество нуждающимся и добровольно приняла на себя подвиг юродства.

Подвиг юродства: становление «Андрея Федоровича»

При этом она начала утверждать, что является не Ксенией Григорьевной, а своим покойным мужем, Андреем Федоровичем. Она настаивала на том, что он не умер, но воплотился в ней, в то время как ее собственная личность, Аксинья, перестала существовать.

На свое прежнее имя она более не откликалась и приходила в раздражение, когда ее так называли, говоря: «Не трогайте покойницу, что она вам сделала? Прости, Господи!». Если же к ней обращались «Андрей Федорович», она неизменно отзывалась: «Ась?».

Предполагаемый портрет Ксении Петербургской

Ее излюбленным местом стала Петербургская (Петроградская) сторона, а среди домов, которые она посещала чаще всего, были особняки Евдокии Денисовны Гайдуковой и ее родной сестры, Пелагеи Денисовны Черепановой, супруги художника, надворного советника Николая Гавриловича Черепанова.

Восприятие обществом и повседневная жизнь Ксении

Как сообщала одна официальная петербургская газета в 1847 году, спустя примерно сорок лет после ее кончины, вдова придворного певчего Ксения Григорьевна, известная под именем Андрей Федорович, имела множество знакомых, в основном из купеческой среды.

Она просила милостыню, но принимала лишь старинные медные копейки с изображением всадника, которые называла «царь на коне», которые в народе назывались “ксениными копейками” и считались особой благодатью.

Одни считали ее безумной, другие — прокаженной или юродивой, третьи — провидицей, поскольку ее визиты могли предвещать как счастье, так и несчастье для дома, хотя сама она произносила пророчества крайне неохотно.

По ночам она уходила в поле для многочасовой молитвы, кланяясь на все четыре стороны.

Место ее ночных молитв оставалось тайной, пока ее не обнаружили на Смоленском кладбище. При строительстве новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной рабочие по утрам находили кирпичи, кто-то принесенные на стены за ночь. Наблюдение установило, что это делала Ксения, которая всю ночь до зари носила кирпичи для строительства храма.

Сперва ее ночные отсутствия вызвали подозрения, и за ней даже было установлено полицейское наблюдение, которое вскоре подтвердило ее благочестивые занятия.

После смерти мужа Ксения надела его белье, камзол, кафтан и все прочее платье покойного супруга и, оставив дом, стала скитаться по грязным улицам тогда еще бедной Петербургской стороны.

Облачение Ксении. Реконструкция искусствоведа Софьи Владыкиной

Она носила его одежду, пока та совсем не истлела на ее теле. Изначально вызывая жалость, она постепенно снискала глубокое уважение окружающих. «Кто не принадлежит миру, тот принадлежит Богу», — говорили современники, кормя и одевая «своего бедного Андрея Федоровича».

Она отказывалась от теплой одежды, прикрывая грудь остатками камзола мужа, и носила лишь самое необходимое из женского платья. Зимой, в лютые морозы, она ходила по улицам и Рыночной площади в рваном балахоне и стоптанных башмаках на босу ногу, которые распухали и краснели от холода.

Постоянного пристанища у нее не было, но благодаря своему кроткому, доброму и набожному нраву она всегда находила кров и пищу в тех маленьких домиках Петербургской стороны, где ее хорошо знали. Местные жители принимали ее ласково и с почтением. Матери радовались, если «Андрей Федорович» качал люльку или целовал ребенка, будучи уверенными, что поцелуй «несчастной» принесет дитяти счастье.

Когда она появлялась на Сытном рынке, все торговцы булками, пряниками и пирогами мгновенно открывали свои лотки и корзины, умоляя ее взять что-нибудь без платы. Считалось, что тот, у кого она хоть что-то попробует, будет не успевать подносить товар — так удачно пойдет торговля.

Впоследствии она стала носить неизменный наряд: летом и зимой — зеленую кофту и красную юбку или наоборот. Все, что ей подавали, она тут же раздавала бедным. Заметили, что если она сама у кого-то что-то просила, то у этого человека дела впоследствии шли хуже некуда. Если же она сама что-то давала — будь то монета или кусок хлеба, — того человека ожидала прибыль и удача. Извозчики, завидев ее, наперебой старались подвезти ее бесплатно, будучи уверены, что тому, кто ей услужит, будет сопутствовать счастье.

Иногда она ходила в баню, но ее мытье заключалось в том, что она, не снимая рубахи, забиралась на полок, мочила голову и выходила в мокрой одежде, невзирая на время года — будь то холодная осень или зима.

Характер и редкие проявления гнева

Несмотря на кротость, однажды за 45 лет своего странствия жители Петербургской стороны увидели ее в гневе: с палкой в руке, с развевающимися седыми волосами, восклицая «Окаянные! Жиденята!», она неслась по улице за толпой дразнивших ее мальчишек.

Этот инцидент вызвал общественный резонанс; виновные подростки, были найдены и наказаны розгами и с той поры, по преданию, дети стали ее бояться.

Пророчества Ксении

Ее предсказания не всегда носили таинственный характер; порой они служили доказательством ее проницательности. Например, придя в гости, она могла потребовать пирог с рыбой, и если ей отвечали, что такого сегодня не пекли, она с уверенностью заявляла: «Нет, пекли, просто не хотите дать». И действительно, пирог оказывался испеченным.

Иногда она предрекала нечто дурное не прямо, а иносказательно, словно не желая смущать собеседника. Так, покидая дом купчихи Крапивиной, она взглянула на окна и сказала: «Зелена крапива, да скоро завянет». Вскоре Крапивина скончалась.

Как уже упоминалось, Ксения особенно любила двух сестер — Евдокию Гайдукову и Пелагею Черепанову. Однажды, зайдя к первой, она попросила пообедать. Та накормила ее, но Ксения, благодаря за хлеб-соль, с улыбкой сказала: «А уточки-то пожалела мне дать; да, ты ведь мужа своего боишься. Ох, уж эта мне кобылья голова!». Евдокия Денисовна смутилась, так как жареная утка действительно была в печи. Мужа ее Ксения не любила и всегда называла «кобылья голова», вероятно, за его скверную привычку браниться.

Многие поражались точности ее предсказаний. Со слов 83-летней Марии Ивановны Беляевой, женщины высокой праведности, которая слышала истории от своей тетки, передается следующий случай. Однажды Ксения, встретив на улице Евдокию Денисовну, дала ей медный пятак со словами: «Возьми, возьми пятак, тут царь на коне, пожар потухнет». Та, вернувшись на свою улицу, увидела, что ее дом горит, но не успела добежать, как пламя уже было потушено.

Другой раз Ксения навестила свою знакомую, жившую на Петербургской стороне. Та пила кофе с дочерью-невестой. Обратившись к девушке, Ксения сказала: «Ты вот кофе распиваешь, а твой муж на Охте жену хоронит». Мать с дочерью, не поняв смысла, отправились на Охту и к изумлению увидели похоронную процессию. Вскоре этот вдовец действительно женился на этой девушке.

Придя в дом купца Разживина, Ксения подошла к зеркалу и сказала: «Вот зеркало-то хорошо, а поглядеться не во что». В тот же момент зеркало упало со стены и разбилось вдребезги, что привело домашних в ужас от исполнения ее слов.

За три недели до смерти Иоанна Антоновича (императора Ивана VI), содержавшегося в Шлиссельбургской крепости и казненного при Екатерине II, Ксения каждый день плакала. На вопросы встревоженных прохожих она отвечала: «Там речки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь, кровь!».

Она же предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны. Накануне ее смерти, 24 декабря 1761 года, Ксения ходила по улицам и кричала: «Пеките блины, пеките блины, вся Россия будет печь блины!». На следующий день, 25 декабря, императрица скоропостижно скончалась.

Посмертные чудеса и народное почитание

В Петербурге ходит множество рассказов о чудесах, совершавшихся по молитвам на могиле Ксении. Сохранились свидетельства, записанные со слов той же 88-летней старицы, которая знала о юродивой от своей матери и тетки, лично ее помнивших.

Чудо с кадетами: Одна полковница привезла в Петербург двух сыновей для определения в кадетский корпус, но их не приняли. В отчаянии, в день отъезда, она плакала на мосту. К ней подошла простая женщина и спросила о причине горя, посоветовав отслужить панихиду на могиле Ксении. Не зная, где могила, полковница стала расспрашивать и нашла ее. После совершения панихиды, вернувшись на квартиру, она обнаружила посланца из корпуса с известием о зачислении ее сыновей.

Разоблачение жениха-каторжника: Другая вдова из знатного рода, почитая память Ксении, на свои средства соорудила на ее могиле часовню и часто служила там панихиды. У нее была дочь-невеста, которой посваталсь некий полковник. Многие видели в этом женихе награду за благочестие матери. Однако незадолго до свадьбы выяснилось, что жених был беглым каторжником, который убил настоящего полковника и завладел его документами и деньгами. Он был арестован и казнен, а брак расстроился. Генеральша и ее дочь восприняли это как чудесное избавление по молитвам Ксении.

Исцеления и помощь:

  • Капитан А.Н. Б-в вылечил безнадежно больного сына, дав ему выпить воды с землей с могилы Ксении.
  • Доктор Булах, тщетно искавший место в Петербурге, после служения литии на могиле на следующий же день получил назначение во Ржев.
  • Чиновник И.И. Ис-ов долгое время не мог получить должность, но после молитвы на могиле ему в тот же день предложили на выбор четыре места.
  • Надзиратель П.Д. А-ев тяжело заболел после простуды, и его состояние было безнадежным. По совету, жена натерла его землей с могилы Ксении, после чего ему сразу стало лучше, и на следующий день он вышел на службу.
  • Одна благочестивая женщина, пораженная выздоровлением мужа после такого же средства, назвала родившуюся вскоре дочь Ксенией и с тех пор регулярно посещала ее могилу.

Спасение от пожара: В «Русской Старине» (1878 г.) описан случай в Псковской губернии: гостья из Петербурга рассказала помещице о Ксении, и та, ложась спать, помолилась о ней. Ночью ей приснилось, что Ксения обходит ее дом и поливает его водой. Наутро в двадцати саженях от дома загорелся сарай с 4000 пудами сена, но сам дом чудесным образом уцелел.

Исцеление немки-лютеранки: Другой рассказ повествует о немке-лютеранке, страдавшей мигренями. Ее православная соседка принесла ей земли с могилы Ксении и посоветовала приложить к больному месту. Боль утихла, но вечером того же дня женщина заметила, что от завернутой земли исходит странный свет, а шкаф, на который она ее положила, начал дрожать. То же повторилось с комодом. Испугавшись, она позвала соседку, которая поставила землю в углу перед иконой и зажгла лампаду, после чего все успокоилось. Этот рассказ был передан самой немкой.

Кончина и место упокоения

Точная дата кончины блаженной Ксении неизвестна. Наиболее осведомленная о ней М.И. Беляева утверждала, что Ксения умерла примерно в конце XVIII – начале XIX века.

Надгробная плита в часовне на Смоленском кладбище, уставленной по усердию верующих многочисленными иконами, содержит следующую надпись:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника Андрея Федоровича.
Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. А всего жития 71 год. Звалась именем Андрей Федоровича».

Заключение

История блаженной Ксении Петербургской — это не просто рассказ о странной женщине XVIII века, а глубокое повествование о силе любви, вере и преодоления личной трагедии через абсолютное самоотречение.

Её жизненный путь, начавшийся с глубокой личной драмы, трансформировался в уникальное служение Богу и людям, сделав её не только покровительницей Северной столицы, но и одной из самых почитаемых святых во всем православном мире.

Феномен её неугасающей популярности заключается в удивительной близости к человеческим нуждам. Она, сама познавшая горе и лишения, стала для миллионов людей скорой помощницей в самых простых и насущных проблемах: устройстве на работу, исцелении от болезней, решении семейных трудностей. Её образ, лишенный официальной сухости, остается живым и личностным, олицетворяя собой милосердие и заступничество.

Таким образом, наследие Ксении Петербургской выходит далеко за рамки ее исторической эпохи. Оно продолжает жить в народной памяти, в бесчисленных рассказах о помощи и, конечно, в тихом свече перед её иконой.

Её история — вечное напоминание о том, что подлинная святость рождается не от чудес, а от безграничной любви и сострадания, которые способны преобразить самого обычного человека в светильник веры и надежды для многих поколений.

Блаженная Ксения Петербургская. Краткая информация

Кем была Ксения Петербургская до юродства?

До принятия «подвига» она была женой придворного певчего в чине полковника, Андрея Федоровича Петрова. Её светское имя — Ксения (Аксинья) Григорьевна.

Почему Ксения начала юродствовать?

Причиной стал тяжелейший духовный кризис после скоропостижной смерти мужа, когда она осталась вдовой в 26 лет. Это горе привело её к радикальному самоотречению и уходу от мира.

Что означает «звалась именем Андрей Федорович»?

Это был центральный элемент её подвига. Она отреклась от своей прежней идентичности, утверждая, что её муж не умер, а воплотился в ней, и потому настойчиво просила называть себя его именем.

В чем заключался пророческий дар Ксении?

Её дар прозорливости проявлялся не в громких предсказаниях, а в точных и часто иносказательных фразах. Она могла предвидеть бытовые события (наличие пирога в печи), несчастья (смерть купчихи) или даже судьбоносные повороты (будущего мужа для девушки).

Какие чудеса происходили на могиле Ксении?

Согласно народным преданиям, по молитвам на её могиле происходили исцеления от болезней, решение неразрешимых проблем (устройство на службу, зачисление в учебные заведения) и даже избавление от мошенников и преступников.

Почему к помощи Ксении обращаются именно в житейских нуждах?

Ещё при жизни, будучи сама знакомой с бедностью и лишениями, Ксения помогала людям в их повседневных проблемах.

Эта традиция продолжилась и после её смерти. К ней обращаются как к скорой помощнице в устройстве на работу, решении жилищных вопросов, исцелении от болезней и семейных неурядицах, видя в ней святую, понимающую земные трудности.

Где находится могила Ксении Петербургской и что собой представляет часовня?

Местом её упокоения является Смоленское православное кладбище в Санкт-Петербурге. Над могилой была сооружена часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской.

Это небольшая каменная часовня, ставшая одной из самых почитаемых святынь России. По усердию верующих она уставлена многочисленными иконами и свечами. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться о заступничестве, а также по древней традиции берут немного песка с могилы, веря в его чудодейственную силу.

Адрес и как добраться до часовни Святой Блаженной Ксении Петербургской?

  • Могила и часовня Ксении Блаженной находятся на Смоленском кладбище в Василеостровском районе С-Петербурга.
  • Адрес: Камская улица, 24Б
  • Ближайшая станция метро «Приморская». А также можно добраться от станций метро «Василеостровская» и «Горный институт». Всё в пешей доступности и по времени займет не более 15-20 минут.
  • Часовня открыта ежедневно с 08:00 до 19:00

Материал подготовлен и опубликован: 26.08.2025

Источник материала: «Раба Божия Ксения или юродивый Андрей Фёдорович», священник Дмитрий Булгаковский, 1891