Город Кронштадт
В 1703 году русскими войсками захвачена и разрушена шведская крепость Ниеншанц на Охте; ниже по течению Невы заложена Петропавловская крепость и основан Санкт-Петербург. Россия вернула себе выход к Балтике.
Для укрепления дальних подступов и границ Империи, в 1704 году, на о. Котлин в Финском заливе началось строительство крепости Кроншлот.
Подготовка к строительству крепости на острове для защиты будущего Санкт-Петербурга была поручена Александру Меншикову.
Крепость освящена 7 (18) мая 1704 года, этот день и считается датой основания города.
Строительство и возникновение крепости стало большой неожиданностью для шведов, которые неоднократно попытаются вернуть остров под свое влияние. И крепость дважды выдержала осаду неприятеля в 1704 и 1705 годах.
Постепенно строились новые форты, укреплялись берега острова, появилась резиденция Петра, а также Итальянский дворец его ближайшего сподвижника Александра Меншикова.
7 (18) октября 1723 года состоялась закладка крепости Кронштадт, тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город».
И с 1720-х годов, остров Котлин, с крепостью Кронштадт, официально стал главной военно-морской базой Российского флота на Балтике; и стражем морской границы Империи. Навсегда закрыв проход для шведских кораблей в Невскую губу.
Одновременно с этим строится и ряд фортов окружающих Кронштадт с моря и суши. К 1724 году Кронштадская крепость имела на вооружении 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир. Гарнизон составлял около 2700 человек. По оборонной мощи Кронштадт превосходил все русские крепости того времени.

Расположение крепости оказалось настолько удачным, что за всю его историю мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.
Город рос и развивался, но 23 июля 1764 года в Кронштадте случился пожар, уничтоживший большую часть города в т.ч и первую резиденцию Петра I. Восстановление города длилось следующие несколько лет.
В 1780-х годах, по замыслу императрицы Екатерины II, построен комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства.
В 1789 году, для изготовления снарядов для орудий и балласта для остойчивости кораблей был построен казённый Кронштадтский чугунолитейный завод. В дальнейшем ставший прародителем Путиловского завода (сегодня он нам известен как “Кировский завод”).
А к 1794 году, этнограф и путешественник Иоганн Готлиб Георги так описывает город:
Город занимает наиболее к востоку находящуюся часть острова, велик, с множеством хороших домов, церквами, публичными зданиями; но ради великого числа малых домов, пустых мест, немощёных, часто грязных улиц и прочего не имеет хорошего вида. Оный многолюден и имеет также Немецкую и Английскую церковь, содержит не более 204 записанных мещан; прочие жители принадлежат по большей части к флотскому штату, к таможне, и многие суть не постоянные и на время токмо поселившиеся жители.
Военный порт по заложению и нынешнему состоянию оного чрезвычайно достопамятен… Он болверками и т. п. укреплён и содержит славный канал Петра Великого и корабельные доки… Подле канала находятся доки, в коих 10 и более кораблей вдруг починивать можно. Для впускания и выпускания кораблей имеются при оных шлюзы.»
В феврале 1847 года начались строительные работы по возведению в Кронштадте Пароходного завода. Торжественное открытие завода состоялось 4 марта 1858 года. Хотя, фактически, завод осуществлял свою деятельность с 1854 года выпуская канонерские лодки.
Кронштадт дважды восставал против действия центральных властей. В 1905 и в 1921 годах. И оба мятежа были подавлены. Особенно жестким было подавление “Кронштадтского мятежа” в 1921 году. Когда за призыв к свержению диктатуры большевиков и политики «военного коммунизма» в ходе вооруженного столкновения, с обоих сторон, погибли почти 3000 человек и столько же было раненых.
В дальнейшем, за участие в мятеже, к расстрелу приговорили свыше 2,1 тыс. чел. (без учёта расстрелянных без суда), к различным срокам заключения – свыше 6,4 тыс. человек.
1 августа 1927 года город Кронштадт отнесён к категории городов областного подчинения Ленинградской области.
3 декабря 1931 года город Кронштадт передан в подчинение Ленинграду.
Во время Первой мировой войны звучали предложения переименовать город в Венец-город, Котлин-город, Андреев/Андреевск, Петрониколаевск. В 1948 году исполком Ленинградского горсовета и Ленинградский горком ВКП(б) ходатайствовали о переименовании Кронштадта в город Стерегущий.
В годы Великой Отечественной Войны, как и весь Ленинград, Кронштадт находился в блокаде, но героически держал оборону охраняя водные границы.
И неоднократно подвергался массовым бомбардировкам фашистской авиации.
Самые большие разрушения и потери были получены 23 сентября 1941 года в ходе налета люфтваффе. В результате которого тяжелые повреждения получил линкор «Марат», а также другие корабли и суда; разрушен Морской завод и город в целом понёс большие разрушения.
До середины 1990-х гг. территория Кронштадта являлась пограничной зоной и стратегическим объектом с закрытым или ограниченным доступом. И только в 1996 году Кронштадт стал открыт для всех граждан и туристов.
Достопримечательности Кронштадта
В Кронштадте активно развивается туристическая отрасль. По итогам 2024 года, этот город-крепость посетили более четырех миллионов туристов. И в городе действительно есть на что посмотреть, не забывая, что Кронштадт ровесник Санкт-Петербурга и не менее богат на интересные, исторические места и достопримечательности, не смотря на свою островную специфику.
Конечно, основная точка притяжения — это Морской Никольский собор на Якорной площади, последний и самый крупный из морских соборов, построенных в Российской империи. Строительство собора началось в начале ХХ века, в 1902 году и закончилось спустя 10 лет, в 1913-ом.
В Кронштадте также сохранился ряд построек и сооружений XVIII—XIX веков. Это: комплекс Кронштадтского адмиралтейства, Губернские дома (дома которые строились, по приказу Петра I, силами и средствами губерний России); Итальянский дворец сподвижника Петра Александра Даниловича Меншикова; Гостиный двор, стены и казармы Кронштадтской крепости, а также Южные, Северные форты и форты о. Котлин
- Прочие достопримечательности:
- Итальянский дворец
- Водонапорная башня
- Гостиный двор
- Петровский док
- Крепостная стена
- Маяк Толбухин
- Футшток
- Дамба
- Синий мост через Обводный канал (объект культурного наследия)
- Доковый мост
- Пеньковый мост через Обводный канал (объект культурного наследия)
- Малый Пеньковый (Паресный) подвесной мост через Обводный канал (объект культурного наследия)
- Устои подъёмного моста через Обводной канал (объект культурного наследия)
- Макаровский мост через Петровский овраг (объект культурного наследия)
- Якорная площадь
- Дача Верещагина
А еще в городе большое количество памятников историческим событиям и деятелям, а также музеев (в т.ч изобретателю радио Александру Степановичу Попову жившему и работавшему в Кронштадте).
Кронштадт вообще уникальное место!
Здесь, в Кронштадте, была построена первая в мире подводная лодка и первый в мире ледокол. Первый российский пароход совершил показательный рейс в Кронштадт. Отсюда стартовали более 40 кругосветных экспедиций в т.ч первая российская кругосветная экспедиция под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна.
В истории Кронштадта оставили след многие исторические деятели: Доменико Трезини (первый архитектор Санкт-Петербурга), Федор Алексеевич Головин (сподвижник Петра I), Федор Федорович Ушаков (русский флотоводец), Павел Степанович Нахимов (русский флотоводец, адмирал, герой многих сражений) Федор Петрович Литке (русский мореплаватель и географ, исследователь Арктики), Владимир Даль, Александр Попов и многие другие.
И Кронштадт действительно то место которое стоит того, чтобы его посетить.
За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Кронштадта в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указом Президента России от 27 апреля 2009 Кронштадту присвоено звание «Город воинской славы».
Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга
До Кронштадта ходит следующий наземный транспорт:
№101 “Кронштадт, Ленинградская пристань — станция метро “Старая Деревня”.
№101 “Э” следующий по маршруту от Гражданской улицы в Кронштадте до станции метро “Старая Деревня”.
№207 “Кронштадт, Гражданская улица — улица Жени Егоровой”.
В летний период навигации в Кронштадт можно добраться по воде от пристаней на Адмиралтейской и Дворцовой набережной