Город Кронштадт

В 1703 году русскими войсками захвачена и разрушена шведская крепость Ниеншанц на Охте; ниже по течению Невы заложена Петропавловская крепость и основан Санкт-Петербург. Россия вернула себе выход к Балтике.

Для укрепления дальних подступов и границ Империи, в 1704 году, на о. Котлин в Финском заливе началось строительство крепости Кроншлот.
Подготовка к строительству крепости на острове для защиты будущего Санкт-Петербурга была поручена Александру Меншикову.

Крепость освящена 7 (18) мая 1704 года, этот день и считается датой основания города.

Строительство и возникновение крепости стало большой неожиданностью для шведов, которые неоднократно попытаются вернуть остров под свое влияние. И крепость дважды выдержала осаду неприятеля в 1704 и 1705 годах.

Постепенно строились новые форты, укреплялись берега острова, появилась резиденция Петра, а также Итальянский дворец его ближайшего сподвижника Александра Меншикова.

7 (18) октября 1723 года состоялась закладка крепости Кронштадт, тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город».

И с 1720-х годов, остров Котлин, с крепостью Кронштадт, официально стал главной военно-морской базой Российского флота на Балтике; и стражем морской границы Империи. Навсегда закрыв проход для шведских кораблей в Невскую губу.

Одновременно с этим строится и ряд фортов окружающих Кронштадт с моря и суши. К 1724 году Кронштадская крепость имела на вооружении 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир. Гарнизон составлял около 2700 человек. По оборонной мощи Кронштадт превосходил все русские крепости того времени.

План проекта крепости Кронштадт в 1721 году

Расположение крепости оказалось настолько удачным, что за всю его историю мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

Город рос и развивался, но 23 июля 1764 года в Кронштадте случился пожар, уничтоживший большую часть города в т.ч и первую резиденцию Петра I. Восстановление города длилось следующие несколько лет.

В 1780-х годах, по замыслу императрицы Екатерины II, построен комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства.

В 1789 году, для изготовления снарядов для орудий и балласта для остойчивости кораблей был построен казённый Кронштадтский чугунолитейный завод. В дальнейшем ставший прародителем Путиловского завода (сегодня он нам известен как “Кировский завод”).

А к 1794 году, этнограф и путешественник Иоганн Готлиб Георги так описывает город:

Город занимает наиболее к востоку находящуюся часть острова, велик, с множеством хороших домов, церквами, публичными зданиями; но ради великого числа малых домов, пустых мест, немощёных, часто грязных улиц и прочего не имеет хорошего вида. Оный многолюден и имеет также Немецкую и Английскую церковь, содержит не более 204 записанных мещан; прочие жители принадлежат по большей части к флотскому штату, к таможне, и многие суть не постоянные и на время токмо поселившиеся жители.

Военный порт по заложению и нынешнему состоянию оного чрезвычайно достопамятен… Он болверками и т. п. укреплён и содержит славный канал Петра Великого и корабельные доки… Подле канала находятся доки, в коих 10 и более кораблей вдруг починивать можно. Для впускания и выпускания кораблей имеются при оных шлюзы.»

В феврале 1847 года начались строительные работы по возведению в Кронштадте Пароходного завода. Торжественное открытие завода состоялось 4 марта 1858 года. Хотя, фактически, завод осуществлял свою деятельность с 1854 года выпуская канонерские лодки.

Кронштадт дважды восставал против действия центральных властей. В 1905 и в 1921 годах. И оба мятежа были подавлены. Особенно жестким было подавление “Кронштадтского мятежа” в 1921 году. Когда за призыв к свержению дик­та­ту­ры боль­ше­ви­ков и по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» в ходе вооруженного столкновения, с обоих сторон, погибли почти 3000 человек и столько же было раненых.

В дальнейшем, за участие в мятеже, к рас­стре­лу при­го­во­ри­ли свыше 2,1 тыс. чел. (без учё­та рас­стре­лян­ных без су­да), к различным срокам за­клю­че­ния – свыше 6,4 тыс. человек.

1 августа 1927 года город Кронштадт отнесён к категории городов областного подчинения Ленинградской области.

3 декабря 1931 года город Кронштадт передан в подчинение Ленинграду.

Во время Первой мировой войны звучали предложения переименовать город в Венец-город, Котлин-город, Андреев/Андреевск, Петрониколаевск. В 1948 году исполком Ленинградского горсовета и Ленинградский горком ВКП(б) ходатайствовали о переименовании Кронштадта в город Стерегущий.

В годы Великой Отечественной Войны, как и весь Ленинград, Кронштадт находился в блокаде, но героически держал оборону охраняя водные границы.

И неоднократно подвергался массовым бомбардировкам фашистской авиации.
Самые большие разрушения и потери были получены 23 сентября 1941 года в ходе налета люфтваффе. В результате которого тяжелые повреждения получил линкор «Марат», а также другие корабли и суда; разрушен Морской завод и город в целом понёс большие разрушения.

До середины 1990-х гг. территория Кронштадта являлась пограничной зоной и стратегическим объектом с закрытым или ограниченным доступом. И только в 1996 году Кронштадт стал открыт для всех граждан и туристов.

Достопримечательности Кронштадта

В Кронштадте активно развивается туристическая отрасль. По итогам 2024 года, этот город-крепость посетили более четырех миллионов туристов. И в городе действительно есть на что посмотреть, не забывая, что Кронштадт ровесник Санкт-Петербурга и не менее богат на интересные, исторические места и достопримечательности, не смотря на свою островную специфику.

Конечно, основная точка притяжения — это Морской Никольский собор на Якорной площади, последний и самый крупный из морских соборов, построенных в Российской империи. Строительство собора началось в начале ХХ века, в 1902 году и закончилось спустя 10 лет, в 1913-ом.

В Кронштадте также сохранился ряд построек и сооружений XVIII—XIX веков. Это: комплекс Кронштадтского адмиралтейства, Губернские дома (дома которые строились, по приказу Петра I, силами и средствами губерний России); Итальянский дворец сподвижника Петра Александра Даниловича Меншикова; Гостиный двор, стены и казармы Кронштадтской крепости, а также Южные, Северные форты и форты о. Котлин

  • Прочие достопримечательности:
  • Итальянский дворец
  • Водонапорная башня
  • Гостиный двор
  • Петровский док
  • Крепостная стена
  • Маяк Толбухин
  • Футшток
  • Дамба
  • Синий мост через Обводный канал (объект культурного наследия)
  • Доковый мост
  • Пеньковый мост через Обводный канал (объект культурного наследия)
  • Малый Пеньковый (Паресный) подвесной мост через Обводный канал (объект культурного наследия)
  • Устои подъёмного моста через Обводной канал (объект культурного наследия)
  • Макаровский мост через Петровский овраг (объект культурного наследия)
  • Якорная площадь
  • Дача Верещагина

А еще в городе большое количество памятников историческим событиям и деятелям, а также музеев (в т.ч изобретателю радио Александру Степановичу Попову жившему и работавшему в Кронштадте).

Кронштадт вообще уникальное место!
Здесь, в Кронштадте, была построена первая в мире подводная лодка и первый в мире ледокол. Первый российский пароход совершил показательный рейс в Кронштадт. Отсюда стартовали более 40 кругосветных экспедиций в т.ч первая российская кругосветная экспедиция под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна.

В истории Кронштадта оставили след многие исторические деятели: Доменико Трезини (первый архитектор Санкт-Петербурга), Федор Алексеевич Головин (сподвижник Петра I), Федор Федорович Ушаков (русский флотоводец), Павел Степанович Нахимов (русский флотоводец, адмирал, герой многих сражений) Федор Петрович Литке (русский мореплаватель и географ, исследователь Арктики), Владимир Даль, Александр Попов и многие другие.

И Кронштадт действительно то место которое стоит того, чтобы его посетить.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Кронштадта в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указом Президента России от 27 апреля 2009 Кронштадту присвоено звание «Город воинской славы».

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

До Кронштадта ходит следующий наземный транспорт:

№101 “Кронштадт, Ленинградская пристань — станция метро “Старая Деревня”.
№101 “Э” следующий по маршруту от Гражданской улицы в Кронштадте до станции метро “Старая Деревня”.
№207 “Кронштадт, Гражданская улица — улица Жени Егоровой”.

В летний период навигации в Кронштадт можно добраться по воде от пристаней на Адмиралтейской и Дворцовой набережной